1. Россия в условиях I Мировой войны. Российские революции 1917 года.
2. Гражданская война в России (1918-1922г.г.).
3. НЭП.
4.Строительство социализма в СССР. Формирование тоталитарного режима.
Тема 5. Российское государство в середине 20 –начале 21 века.
1.СССH накануне и в период II Мировой войны.
2. СССР во 2-ой половине 20 века.
3. «Перестройка» и распад СССР.
4. Новая Россия.
4. Контрольные вопросы и тесты для модульных занятий.
Модуль 1. История как наука. Русские земли в 9 – 16 вв.
Теория и методология исторической науки.
Древняя Русь (IX-начало XII в.в.). Русские земли в период политической раздробленности.
Образование и развитие Российского государства (II пол. XV-XVIIв.в.).
Вопросы модуля 1.
1.Сущность, формы и функции исторического знания.
2.Метод и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников.
3.Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.
4.Подходы к истории: формационный и цивилизационный. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
|
|
5.Античное население в эпоху великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян.
6.Основные этапы становления государственности Древней Руси.
7.Внешняя политика Киевской Руси.
8.Особенности социального строя Древней Руси.
9.Принятие христианства, распространение ислама.
10.Эволюция восточнославянской государственности в 11 – 12 вв.
11.Аграрные отношения Древней Руси.
12.Феодальная раздробленность на Руси в 12 – начало 13 вв.
13.Русские земли в 13 – 15 вв. Русь и Орда: проблема взаимовлияния. Русь и Литва в 14 – 15 вв.
14.Социально-политические изменения в русском государстве в 13 – 15 вв.
15.Возвышение Москвы. Образование единого Московского государства.
16.Формирование сословной системы организации общества в 12 – 17 вв.
17.Взаимоотношения России со средневековыми государствами Европы и Азии (12 – 17 вв.)
18.Проблема становления российского абсолютизма. Становление самодержавия в 16 в.
19.“Смутное время” в России начала 17 в.
20.Политическое развитие России в 17 в.
21.Крепостное право в России: становление и развитие.
Тесты к модулю 1.
Вариант 1.
1. Выберите верный ответ. Нестор при создании «Повести временных лет» ставит задачи
а). происхождение Руси, кто первым княжил в Киеве, как образовалось государство;
б). Кем являлись по происхождению Дир и Аскольд, как Вещий Олег получил киевский
престол, кто является предками Рюриковичей;
в). выявить истоки христианства на Руси, проследить соотношение христианских и
языческих традиций на Руси.
2. Установите последовательность. На Древнюю Русь нападали племена:
|
|
а). печенегов; б). половцев; в). хазар.
3. Христианство было принято на Руси в период
а) 9 в., б). 10 в.; в). 11 в.
4. Их указанных характеристик феодального строя исключите не соответствующую ему
а). принадлежность земли феодалам;
б). зависимость крестьян от феодала;
в). высокая производительность труда;
г). личная зависимость крестьян от феодала;
д). эксплуатация крестьян феодалами.
5. В Новгородской земле основную роль в хозяйстве играли
а). земледелие, скотоводство; в) ремесло, торговля;
б). виноградарство, садоводство, виноделие; г) охота, рыболовство.
6. Наиболее выгодными в эпоху средневековья были торговые пути
а). под водным артериям;
б). сухопутные;
в). равное положение занимали водные и сухопутные.
7. Не были зависимыми от феодалов в Древней Руси
а). закупы; б). люди; в). рядовичи.
8. Авторами нормандской теории происхождения Древнерусского государства были
а). Г.З. Байер, Г.Ф.Миллер, А.Л. Шлецер;
б). М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, А.И. Манкиев;
в). П.П. Шафиров; Б.И. Куракин, М.М. Щербатов.
9. Основная причина феодальной раздробленности на Руси
а). стремление князей к сепаратизму;
б). ликвидация серьезной внешней опасности;
в). междоусобицы.
10. Установите соответствие:
а). В 1240 г.; б). в 1223 г.; в). в 1237 г.;
1). битва на Калке; 2). завоевание Киева; 3). осада Рязани.
11. Концепция «Москва – третий Рим» являлась идеологией
а). католиков, враждующих с православной церковью; б). православных в России; в). осифлян.
12. Поход монголо-татар на Северо-Восточную Русь состоялся
а). в 1223-1224 гг.; б). в 1237-1238 гг.; в). в 1239-1240 гг.
13. Исключите неверный ответ. Понятие «менталитет» включает в себя
а). фундаментальные установки и верования;
б). мировоззрение, автоматические реакции сознания;
в). тип темперамента, особенности характера людей.
14. Одной из главных причин объединения Руси под властью Москвы являлось
а). выгодное географическое положение Москвы;
б). осознание всеми князьями преимуществ единого государства для борьбы с врагами;
в). военная помощь монголо-татар в подчинении Москве других русских княжеств.
15. Не характерно для централизованного феодального государства а). единая денежная система;
б). единая система мер и весов;
в). единая система налогообложения для всех сословий;
г). подчинение местных органов власти и управления центральным;
д). единые вооруженные силы.
16. Империя – это
а). великая держава с высоким уровнем международного влияния;
б). государство, состоящее из двух или нескольких административно-территориальных единиц, населенных разными народами;
в). государство, глава которого носит титул императора.
17. Исключите реформу, не относящуюся к деятельности Ивана Грозного
а). секуляризация церковных земель;
б). создание стрелецкого войска;
в). создание новой системы налогов.
18. Главной причиной «великой смуты» в России стало
а). династический кризис и экономические трудности;
б). недовольство народа, многих бояр и дворян избранием на царство Бориса Годунова;
в). недовольство россиян бессилием правительства в борьбе с польско-шведской интервенцией.
19. Установите соответствие реформы и правителя России, при котором она проводилась
1). Иван Третий; 2). Иван Грозный; 3). Василий Шуйский.
а). учреждение Земского собора;
б). создание Судебника, вводившего право 2-х-недельного выхода крестьян от землевладельца с уплатой «за пожилое»;
в). издание указа о 15-летнем сыске беглых крестьян.
20. Установите соответствие исторической дисциплины и изучаемого ею предмета
а) сфрагистика; 1) расселение народов в различные эпохи;
б) топонимика; 2) географические названия;
в) историческая география; 3) печати.
Вариант 2.
1. «Слово о полку Игореве» относится к форме исторического знания
|
|
а) легендарной; б) летописной; в) научной.
2. В России историческое знание стало научной формой знания
а) в 16 в.; б) в 18 в.; в) в 19 в.
3. О каком событии говорит отрывок из «Печерского патерика»: «Блаженный священномученик, нарицаемый Кукша, един от отец святого Печерского монастыря, всем знаем бе, зане вятичей людей неверствием помраченных, крести и многих верою просвети... по многих муках от неверных усечен бысть с учеником своим.»
а). о расправе мусульман над христианами;
б). об убийстве вятичами христиан-миссионеров;
в). о гонениях на христиан в Киеве до принятия Русью христианства.
4. Причиной отсутствия рабства на Руси не являлось
а). общинные отношения, не позволявшие превращать общинников в рабов;
б). обычное право не позволяло рабство;
в). отсутствовала необходимость широкого применения рабского руда на тяжелой работе в рудниках, каменоломнях и т.д.
5. Из характеристик феодального строя исключите неверную
а). господство товарного хозяйства;
б). неэкономическое принуждение крестьян;
в). низкий уровень развития техники.
6. Основой экономики центральных районов Руси было
а). сельское хозяйство; б). ремесло и торговля; в). охота и рыболовство.
7. Установите соответствие имени правителя Руси и события:
а). Игорь Старый; 1). установление твердых размеров дани с русских земель;
б). княгиня Ольга; 2). разгром Волжской Булгарии;
в). князь Святослав; 3). восстание древлян;
8. Установите последовательность:
а). ослабление внешней опасности;
б). подъем хозяйства и культуры русских княжеств;
в). распад Древней Руси на отдельные княжества;
г). монгольское завоевание Руси.
9. Установите соответствие даты и события
а). 1240 г. 1). Куликовская битва;
б). 1380 г.; 2). установление власти монголо-татар над Русью;
в). 1480 г. 3). «великое стояние» на р.Угре.
10. Главной причиной разъединения судеб украинского, русского и белорусского народов
а). является монгольское завоевание и стремление украинцев и белорусов найти защиту у Польши и Великого княжества Литовского;
б). была необходимость экономических связей Украины и Белоруссии с Западом;
|
|
в). стремление католиков-украинцев и белорусов к католической Польше и Литве.
11. В состав России в конце 15-нач. 16 вв. не вошли земли
а). Новгорода и Пскова;
б). Тверского княжества;
в). Галицко-Волынского княжества;
г). Рязанского княжества;
д). Ростовского княжества.
12. Земский собор – это
а). выдающийся памятник архитектуры 16 в.;
б). собрание высшего духовенства православной церкви;
в). сословно-представительный орган 16-17 вв.
13. Основными целями деятельности Ивана Грозного во внутренней политике были
а). борьба с боярами, укрепление позиций дворянства, создание мощного войска;
б). повышение налогов, получение церковных земель государством;
в). укрепление власти монарха.
14. Главная причина завоевательной политики Ивана Грозного на юго-востоке -
а). необходимость обезопасить Россию от набегов враждебных соседей;
б). стремление расширить границы государства и пополнить поступления в казну за счет новых налогоплательщиков;
в). необходимость установления экономических связей со странами Азии.
15. Установите соответствие даты и события
1). 1550 г.; 2). 1581 г.; 3). 1589 г.
а). введение патриаршества в России;
б). отмена Юрьева дня;
в). введение нового Судебника;
16. Расположите в правильной последовательности
а). начало царствования Бориса Годунова;
б). восстание Хлопка;
в). изгнание поляков из Москвы;
г). правление Василия Шуйского;
д). правление Лжедмитрия Первого.
17. Воссоединение Украины с Россией произошло в период царствования
а). Бориса Годунова; б). Михаила Федоровича Романова; в). Алексея Михайловича Романова.
18. Назовите событие, не относящееся к царствованию Алексея Михайловича Романова
а). ликвидация системы кормлений (бояр-наместников, кормленщиков);
б). война с Польшей за возвращение России Смоленска;
в). «соляной бунт».
19. Соборное уложение, принятое в период царствования Алексея Михайловича
а). отменяло местничество;
б). провозглашало царя самодержавным правителем;
в). вводило пожизненный розыск беглых крестьян.
20. Установите соответствие функции исторического знания и ее проявления
а). воспитательная; б). методологическая; в). прогностическая;
1). формирование нравственных качеств личности;
2). выдвижение гипотез о последствиях проводимых экономических реформ;
3). Разработка приемов работы с историческими источниками.
Вариант 3.
1. Установите соответствие произведений форме исторического знания
а) народное сказание; б) «Повесть временных лет»; в) «История СССР»;
1) научная; 2) летописная; 3) легендарная.
2. Дайте верный ответ. В Древней Руси господствовали отношения
а) первобытнообщинные; б) рабовладельческие; в) феодальные; г) капиталистические.
3. Наибольшее влияние на культуру Древней Руси оказала
а). Англия; б). Франция; в). Византия.
4. Статьи свода законов «Русская правда» предусматривали за убийство представителей многих категорий населения Древней Руси не смертную казнь, заключение, телесные наказание, а денежный штраф. Причина этого
а) с принятием христианства русское общество стало отрицательно относиться к смертной казни и др. наказаниям, приносившим вред жизни и здоровью человека;
б) денежная компенсация была более удобна и выгодна государству;
в) государство стремилось отойти от норм обычного права («око за око»).
5. Соотнесите группы населения Древней Руси и сословия, к которым они относились
1) третье сословие; 2) дворянское сословие; 3) духовенство.
а) смерды; б) иноки; в) бояре; г) дружинники; д) дьяконы;е) холопы;
6. Установите последовательность правлений князей
а) Рюрик; б) Игорь Старый; в) Владимир Мономах;
г) Святослав; д). Владимир Святой.