№
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
| Практи-ческие
| Лабора-торные
| Самостоя-тельная работа
|
| Введение в курс.
Определение уровня входных учебных достижений
Введение в проблематику курса, представление рабочей программы, осмысление требований к организации процесса обучения, самостоятельной работы и форм аттестации по курсу
Изучение РП, списка источников, формулировка, вопросов, интересующих студентов на основе изучения содержания курса
|
|
+
+
|
|
+
+
|
Входная диагностика: тест с последующим обсуждением результатов
Список вопросов, интересующих студентов по содержанию учебного материала (сдается в письменном виде)
|
| История в системе социально-гуманитарных наук.
Основы методологии исторической науки
Место истории в системе наук.
Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки.
Сущность, формы, функции исторического знания.
История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.
Основные направления современной исторической науки.
| +
+
+
+
+
+
|
+
|
|
+
+
+
+
+
+
+
| Конспект темы
Выступление на семинарском занятии,
Тематический тест
|
| Исследователь и исторический источник
Становление и развитие историографии как научной дисциплины.
Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные).
Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.
| +
+
+
| +
+
|
| +
+
+
+
| Конспект темы
Выступление на семинарском занятии,
Тематический тест
|
| Особенности становления государственности в России и Европе
Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных.
Территория России в системе Древнего мира.
Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.
Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.
Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.
Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв.
Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.
Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.
| +
+
+
| +
+
+
+
|
| +
+
+
+
+
+
| Конспект темы
Выступление на семинарском занятии,
Тематический тест
|
| Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье
Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология.
Образование монгольской державы.
Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.
Экспансия Запада.
Альтернативы в объединении земель Киевской Руси
Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г.
Формирование дворянства как опоры центральной власти.
| +
+
+
+
+
| +
+
+
+
|
| +
+
+
+
+
+
+
| Конспект темы
Выступление на семинарском занятии,
Тематический тест
|
| Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации нового времени
«Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса.
Дискуссия об определении абсолютизма.
Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.
«Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом.
Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых.
Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций.
Развитие русской культуры.
| +
+
+
+
+
| +
+
+
+
+
+
|
| +
+
+
+
+
+
+
| Конспект темы
Выступление на семинарском занятии,
Тематический тест
|
| Россия и мир в XVIII – XIX веках: имперские модернизации.
Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия.
Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.
Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики.
Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».
Европейские революции XVIII-XIX вв.
Формирование европейских наций.
Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в.
Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия.
Попытки реформирования политической системы России при Александре I
Российская империя при Николае I.
Период реформ Александра II.
Период контреформ Александра III
Русская культура в XIX в.
| +
+
+
+
+
+
| +
+
+
+
+
+
+
|
| +
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
| Конспект темы
Выступление на семинарском занятии,
Тематический тест
|
| Россия и мир в новейшее время
Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины.
Сравнительный анализ развития промышленности и сельского хозяйства: Европа, США, страны Южной Америки.
Реформы С.Ю.Витте.
Первая российская революция.
Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.
Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика.
I мировая война: предпосылки, ход, итоги.
Альтернативы развития России после Февральской революции.
Октябрь 1917 г.
Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций.
Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России.
Утверждение однопартийной политической системы.
Предпосылки и ход Второй мировой войны.
Начало холодной войны.
Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США.
Ужесточение политического режима и идеологического контроля.
Попытки обновления социалистической системы.
Крах колониальной системы.
Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития.
Гонка вооружений (1945-1991); распространение оружия массового поражения (типы, системы доставки) и его роль в международных отношениях.
Развитие мировой экономики в 1945-1991 г.
Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС.
Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.
Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране.
Вторжение СССР в Афганистан и его внутри- и внешнеполитические последствия
Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР.
Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы.
Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае.
ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.
«Азиатские тигры».
Создание государства Израиль и проблема урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке.
Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор.
Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России.
Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 г.
| +
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
| +
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
|
| +
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
| Конспект темы
Выступление на семинарском занятии,
Тематический тест
|
| Россия и мир накануне и в начале нового тысячелетия
Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства.
Конец однополярного мира.
Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе.
Россия в начале XXI века.
Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2012 года.
Мировой финансовый и экономический кризис и Россия.
Внешняя политика РФ.
| +
+
+
+
+
| +
+
+
+
+
|
| +
+
+
+
+
+
+
+
| Конспект темы
Выступление на семинарском занятии,
Тематический тест
|
|
|
|
|
|
|
|
№
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
| Практи-ческие
| Лабора-торные
| Самостоя-тельная работа
|
| Введение в курс.
Определение уровня входных учебных достижений
Введение в проблематику курса, представление рабочей программы, осмысление требований к организации процесса обучения, самостоятельной работы и форм аттестации по курсу
Изучение РП, списка источников, формулировка, вопросов, интересующих студентов на основе изучения содержания курса
|
|
|
|
| Входная диагностика: тест с последующим обсуждением результатов
Список вопросов, интересующих студентов по содержанию учебного материала (сдается в письменном виде)
|
| История в системе социально-гуманитарных наук.
Основы методологии исторической науки
Место истории в системе наук.
Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки.
Сущность, формы, функции исторического знания.
История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.
Основные направления современной исторической науки.
|
|
|
|
| Конспект темы
Выступление на семинарском занятии,
Тематический тест
|
| Исследователь и исторический источник
Становление и развитие историографии как научной дисциплины.
Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные).
Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.
|
|
|
|
| Конспект темы
Выступление на семинарском занятии,
Тематический тест
|
| Особенности становления государственности в России и Европе
Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных.
Территория России в системе Древнего мира.
Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.
Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.
Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.
Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв.
Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.
Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.
|
|
|
|
| Конспект темы
Выступление на семинарском занятии,
Тематический тест
|
| Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье
Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология.
Образование монгольской державы.
Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.
Экспансия Запада.
Альтернативы в объединении земель Киевской Руси
Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г.
Формирование дворянства как опоры центральной власти.
|
|
|
|
| Конспект темы
Выступление на семинарском занятии,
Тематический тест
|
| Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации нового времени
«Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса.
Дискуссия об определении абсолютизма.
Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.
«Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом.
Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых.
Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций.
Развитие русской культуры.
|
|
|
|
| Конспект темы
Выступление на семинарском занятии,
Тематический тест
|
| Россия и мир в XVIII – XIX веках: имперские модернизации.
Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия.
Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.
Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики.
Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».
Европейские революции XVIII-XIX вв.
Формирование европейских наций.
Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в.
Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия.
Попытки реформирования политической системы России при Александре I
Российская империя при Николае I.
Период реформ Александра II.
Период контреформ Александра III
Русская культура в XIX в.
|
|
|
|
| Конспект темы
Выступление на семинарском занятии,
Тематический тест
|
| Россия и мир в новейшее время
Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины.
Сравнительный анализ развития промышленности и сельского хозяйства: Европа, США, страны Южной Америки.
Реформы С.Ю.Витте.
Первая российская революция.
Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.
Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика.
I мировая война: предпосылки, ход, итоги.
Альтернативы развития России после Февральской революции.
Октябрь 1917 г.
Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций.
Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России.
Утверждение однопартийной политической системы.
Предпосылки и ход Второй мировой войны.
Начало холодной войны.
Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США.
Ужесточение политического режима и идеологического контроля.
Попытки обновления социалистической системы.
Крах колониальной системы.
Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития.
Гонка вооружений (1945-1991); распространение оружия массового поражения (типы, системы доставки) и его роль в международных отношениях.
Развитие мировой экономики в 1945-1991 г.
Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС.
Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.
Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране.
Вторжение СССР в Афганистан и его внутри- и внешнеполитические последствия
Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР.
Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы.
Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае.
ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.
«Азиатские тигры».
Создание государства Израиль и проблема урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке.
Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор.
Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России.
Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 г.
|
|
|
|
| Конспект темы
Выступление на семинарском занятии,
Тематический тест
|
| Россия и мир накануне и в начале нового тысячелетия
Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства.
Конец однополярного мира.
Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе.
Россия в начале XXI века.
Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2012 года.
Мировой финансовый и экономический кризис и Россия.
Внешняя политика РФ.
|
|
|
|
| Конспект темы
Выступление на семинарском занятии,
Тематический тест
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|