Этапы становления экономической науки. Основные научные школы и направления

МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. Введение в экономику. Методология экономической науки.

Этапы становления экономической науки. Основные научные школы и направления.

Экономические знания нашего времени – результат длительного исторического развития. Начиная с глубокой древности мыслители выделяли и формулировали важнейшие проблемы науки, но проходили десятилетия, а то и столетия, пока находились ответы на поставленные вопросы.

Предмет экономической теории как науки определился далеко не сразу. На протяжении длительного времени – под влиянием движения общества, его экономики – представления о предмете экономической науки менялись и уточнялись. Поэтому изучение экономической теории начнем с краткого обзора истории ее развития и изменения взглядов на ее предмет.

Исследование различных явлений экономической жизни началось еще в Древнем мире: в трудах мыслителей Древнего Китая, Индии, Вавилонии и, особенно, в работах ученых античности – Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) – древнегреческий писатель и историк, описывая принципы наилучшего управления рабовладельческим поместьем, ввел в оборот название науки – «экономия(ка)» (от греческого «ойкос» – домашнее хозяйство и «номос» – закон, учение). Экономическая теория, таким образом, в первоначальном смысле – наука о ведении домашнего хозяйства.

В работах Платона (428-347 гг. до н.э.), посвященных управлению городом-государством (полисом), рассматривались проблемы налогообложения.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) изучал проблемы богатства отдельных людей и страны в целом, а также всего, что с этим связано. Он был пионером в изучении таких фундаментальных категорий, как товар, деньги, капитал; первым обратил внимание на двойственную природу товара, который может быть использован для потребления – самообеспечения либо для продажи с целью обогащения.

Но, хотя с именами античных ученых связано появление первых собственно экономических концепций, однако как наука – как особая сфера научного знания – экономическая мысль тогда еще не оформилась, а была составной частью общефилософских, правовых, политических, религиозных воззрений.

Почти забытые в эпоху средневековья, идеи античных ученых стали популярны в период Возрождения и дали толчок развитию экономической мысли.

Как самостоятельная наука экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. – в период первоначального накопления капитала в Западной Европе. В этот период перехода от феодализма к капитализму, углубления общественного разделения труда, развития мировой торговли, интенсификации денежного обращения появилась первая экономическая школа – меркантелизм (от итальянского «мерканте» – торговец, купец), которая выражала интересы торговой буржуазии. Предметом их научных исследований было богатство, источник которого – торговля (обмен).

Меркантелисты отождествляли богатство нации с золотыми и серебренными деньгами. Такой подход вполне объясним с позиции купеческого капитала: надежную форму богатство преобретает лишь когда товар продан, то есть обращен в деньги.

Количество драгоценных металлов в Европе было ограничено, а потребность в них все возрастала. Пополнение возможно было только за счет внешних поступлений – преимущественно международной торговли. Как следствие в середине XVI в. сложилась идея активного торгового баланса. Меркантелисты обосновывали политику протекционизма: ограничение импорта путем введения высоких таможенных пошлин, поддержка национального производства.

Важнейшие представители этой школы: английский экономист, крупный купец и глава Ост-Индской компании Томас Мэн (1571-1641); во Франции – Жан Батист Кольбер (1619-1683) – министр финансов Короля Людовика XIV.

Еще один из ярких представителей меркантелистов во Франции – Антуан де Монкретьен (1576-1621) вошел в историю науки как автор термина «политическая экономия». Он впервые использовал его в 1615 г. в «Трактате политической экономии». Этот термин несколько столетий служил названием экономической теории. Он происходит от греческого «полис» (государство) – искусство управлять государством, т.е. наука государственного управления экономикой. Появление данного термина в то время было обусловлено убежденностью меркантелистов в существовании тесной связи экономики с политикой государства, которое считалось основным средством приумножения национального денежного богатства.

С дальнейшим развитием экономики, проникновением капитала в промышленность концепции меркантелизма изжили себя, им на смену пришло учение физиократов – XVII-XVIII вв. («физиократия» в переводе с греческого – власть природы).

Физиократам принадлежат настоящие открытия в области экономической науки. И прежде всего – основоположнику этой школы Ф. Кенэ (1694-1774). Выходец из семьи крестьянина, занимавшегося торговлей, получил отличное медицинское и юридическое образование, был придворным врачом маркизы де Помпадур и Людовика XV, от которого получил дворянство.

Источником богатства нации он объявил не обмен, а производство. Богатство отождествлялось не с золотыми деньгами, а массой созданных товаров. Школа физиократов перенесла таким образом предмет политической экономии – национальное богатство из сферы обращения в сферу производства.

Однако воззрения меркантелистов отражали еще переходное состояние общества. Источник богатства – только одна отрасль производства – сельское хозяйство, «естественное плодородие земли». В промышленности лишь преобразуется форма продукта, созданного в земледелии. Все занятые в этой сфере (промышленники, рабочие, торговцы) – «бесплодный класс».

Ошибка физиократов объяснялась тем, что тогдашняя Франция на 95% была аграрной страной (сельскохозяйственная продукция составляла львиную долю).

Главное, что был найден источник богатства. Кроме того, из ошибочной позиции они делали выводы относительно государственной политики, которые способствовали развитию промышленности и в целом рыночной экономики. Особенно это отразилось в области налоговой политики: налоги – только на прибыль, т.е. с фермеров и землевладельцев; а чтобы содержание промышленности и торговли обходилось дешевле – ослабить все ограничения для их развития: не мешать, предоставить свободу деятельности. Идеи «экономического либерализма», неограниченного господства частной собственности, свободной конкуренции и свободны внешней торговли не могли не способствовать прогрессу рыночных отношений.

Физиократам принадлежит и целый ряд других открытий в области экономической науки. В знаменитой «Экономической таблице» (1758) Ф.Кенэ заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель; положил начало научному анализу основного и оборотного капитала, воспроизводства и обращения совокупного капитала. Анализ общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта – метод анализа, не понятный современникам и возрожденный в XX в. В.Леонтьевым.

В трудах экономистов этой школы происходило формирование классической политэкономии (ряд исследователей самого Ф.Кенэ относят к классической школе).

Классическая школа – конец XVII в. – первая треть XIX в. Ее выдающимися представителями были английские экономисты Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823).

Предметом политэкономии они объявили не какую-то отдельную сферу производства, а общественное производство в целом. Богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Формой этого богатства являются не какие-то конкретные продукты, а стоимость товаров.

Заслуга У.Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю и, тем самым, сделал решительный шаг в сторону трудовой теории стоимости, искавшей источник богатства в сфере производства.

А.Смит – возможно самый знаменитый экономист всех времен – вошел в историю экономической мысли, как основоположник классической политэкономии и оказал значительное влияние на дальнейшее развитие экономической науки. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он впервые перешел от решения отдельных экономических проблем к системе экономических знаний. Его подход включал три компонента: 1. понятие экономического человека (человека – эгоиста); 2. принцип «невидимой руки»; 3. «естественный порядок».

Каждый индивид (экономический человек) стремится к личному обогащению и это под воздействием «невидимой руки» ведет общество к благополучию, т.к. рынок устроен таким образом, что реализовать свой личный интерес индивид может, только предлагая свой труд и продукты труда в обмен. Третий компонент рассматриваемого подхода выступает как условие, при котором наиболее эффективно осуществляются два первых компонента: рынок, свободный от каких-либо феодальных ограничений; множество конкурирующих предприятий; минимальная роль государства в экономике (идеализированная модель раннего капитализма). Таким образом, А.Смитом была объяснена «самопроизвольная организация экономического мира под действием личного интереса».

А.Смит внес существенный вклад в изучение стоимости товара. Он раскрыл значение общественного разделения труда как главного фактора роста его производительности. При этом труд вообще – как любая производительная деятельность человека – вне его конкретной формы является создателем стоимости. Рост богатства происходит, когда первоначально затраченная на производство стоимость (в виде денег, сырья и т.п.) прирастает на дополнительную величину – прибавочную стоимость (или прибыль). Источник – труд.

Этой концепции – она получила название трудовой теории стоимости – предстояло сыграть огромную роль в истории экономической науки, так как она отвечала на вопрос об источнике богатства. В дальнейшем была развита в работах Д. Рикардо и получила полное, законченное выражение в работе К.Маркса «Капитал».

Вместе с тем взгляды А.Смита отличались противоречивостью. Стремясь раскрыть не только сущность, но и описать внешние формы проявления капиталистического производства, он дает несколько подходов к определению стоимости. Второе толкование – как сумма доходов: заработной платы, прибыли и ренты, получаемых как плата за используемые в производстве факторы производства – труда, земли и капитала.

Следующий этап в развитии политэкономии начинается примерно с 30-40-х гг. XIX в.

Капитализм сформировался в полной мере, проявились все его характерные черты и противоречия:

‒ впервые в истории человечества имели место кризисы перепроизводства (1825, 1836, 1847);

рабочий класс значительно вырос численно, сформировался как особый класс со своими интересами;

‒ резко обострились классовые конфликты – рабочие выступили против буржуазии как самостоятельная политическая сила (Лионское восстание во Франции, движение чартистов в Англии, восстание силезских ткачей в Германии).

К этому времени относится возникновение марксистской школы политэкономии, приступившей к исследованию экономических проблем с классовой точки зрения. И с этого времени развиваются две ветви политэкономии – марксистская (или пролетарская) и «немарксистская».

Сам термин «политэкономия» приобрел несколько иную окраску, чем в предшествующие три столетия своего существования.

Если для большинства классиков социальные противоречия были негативной, но частной стороной рыночной экономики, то К.Маркс видел в них само существо капитализма.

Для К.Маркса общественное производство – сфера борьбы разнонаправленных экономических интересов, антагонистическое противоборство буржуазии и пролетариата. К.Маркс делал вывод о неизбежной победе труда над капиталом и уничтожении последнего (теоретическая основа данного вывода – трудовая теория стоимости, т.е. труд – единственный источник богатства). Отстаивая приоритет классового подхода, утвердил политэкономию как «политическую» (пролетарскую).

Между тем целый ряд экономических процессов не требует для объяснения «социально-классового» подхода. Такие экономические явления, которые образуют «технологию» рыночной экономики: действие механизма спроса и предложения, функционирование конкурентных рынков, рыночная инфраструктура, роль государства в системе рыночных отношений, монополизм, инфляция (падение покупательной способности денег не зависит от классовых отношений) и др. Применение к ним социально-классового подхода превращалось в насилие над наукой, в вульгаризацию самого марксизма.

Политическая ангажированность К. Маркса в пользу рабочего класса предопределила историческую судьбу его учения. В дальнейшем оно превратилось в идеологию радикальных беднейших слоев населения, настроенных на полное уничтожение капитализма, стало теоретической основой деятельности различных левых партий.

Эволюция «немарксистского русла» классической школы политэкономии базировалась на сознательном отвлечении от социально-классовых аспектов изучения экономических процессов.

В западной экономической науке появился целый ряд направлений и научных школ. Разработка общих принципов политэкономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики.

Переход от классической школы к этим новым направлениям проходил через период так называемой маржиналистской революции (от marginal – предельный) 70-х гг. XIX в. Это пример «залпового» открытия в науке: почти одновременно, но абсолютно независимо экономисты разных направлений в разных странах – У.С.Джевонс (Англия), К.Менгер (Австрия), Л.Вальрас (Швейцария) – открыли так называемый закон убывающей предельной полезности – фундаментальный элемент при построении нового типа микроэкономики.

Дальнейшая разработка основополагающих теоретических основополагающих теоретических принципов современной экономической теории связана с развитием трех основных экономических школ: неоклассической, кейнсианской и институциональной.

Неоклассическое направление возникло как реакция на марксизм, как его критическое осмысление. Объектом исследования экономики в рамках этой школы становится процесс выбора оптимальных способов использования ограниченных ресурсов, анализ деятельности и поведения отдельных рыночных субъектов и условий, при которых они максимизируют свое благосостояние. В противовес трудовой теории стоимости, определявшей труд единственным источником богатства, используется теория факторов производства (выдвинутая А.Смитом и разработанная в XIX в. Ж.-Б. Сеем), признававшая вклад всех факторов – труда, земли, капитала и предпринимательской способности.

Таким образом предлагалась теоретическая альтернатива марксистской концепции эксплуатации труда капиталом. Взаимоотношения разных классов общества рассматривается как кооперация владельцев факторов производства для достижения выгодного всем результата.

После выхода в 1890 г. работы основоположника неоклассического направления выдающегося английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924) «Принципы экономикс» – экономическая наука получила новое название – экономика (economics) или экономическая теория. Автор определял экономику как «учение о нормальной жизнедеятельности человеческого общества». Тем самым подчеркивалась роль человека в экономике.

С этого времени экономическую теорию стали понимать как науку, исследующую поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ при использовании ограниченных ресурсов.

Синтезируя в своей работе основные положения классической школы и маржинализма А.Маршалл создал теорию равновесной рыночной цены, разработал концепцию эластичности спроса, впервые исследовал влияние фактора времени на результаты хозяйственной деятельности и многое другое. Предложенные А.Маршаллом и другими неоклассиками новые подходы до сих пор являются одними из основных инструментов анализа различных рыночных явлений.

Идеи, заложенные в работах неоклассиков сыграли значительную роль в последующем развитии экономической теории. В 70-80 гг. XX в. появляются новые направления неоклассической школы – монетаризм и неолиберализм.

Характерные для неоклассиков идеализация эффективности рынка («невидимая рука») и недооценка роли государства («ночной сторож») определяли развитие экономической науки до 30-х гг. XX в.

Качественные изменения экономики: усиление монополизации, нараставшие кризисные явления 20-30-х гг. и особенно Великая депрессия 1929-1933 гг. выявили неспособность механизма свободной конкуренции преодолеть многие противоречия и разрешить социально-экономические проблемы общества. Микроэкономический подход неоклассической школы не мог дать ответы на многие острейшие вопросы современности, предложить действенные меры по развитию экономики.

На арене экономической мысли появляется новое учение – кейнсианское. Основоположник данного направления Дж.М.Кейнс (1883-1946) произвел подлинную революцию в экономической науке. Его знаменитая работа «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) фактически заложила основы современной макроэкономики и стала важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования рыночной экономики.

Кейнс отверг постулат неоклассиков о рынке как идеальной саморегулирующейся системе. Он исследовал количественные функциональные зависимости процесса воспроизводства, взаимосвязи совокупных показателей – инвестиций и национального дохода; инвестиций и занятости населения; национального дохода, потребления и сбережений; заработной платы, прибыли и процента и др.

Решающим фактором экономического развития, по Кейнсу, является спрос, а не предложение, как утверждали классики. Однако, рыночный механизм не может обеспечить достаточный уровень совокупного спроса. В современной рыночной экономике, как показал Кейнс, существует ряд факторов, определяющих дефицит совокупного спроса и, как следствие, недостаточный объем производства и неполную занятость. Поэтому стимулировать его должно государство посредством кредитно-денежной и бюджетной политики. Эта политика должна не только активизировать частные инвестиции в экономику, но и государственные расходы для обеспечения быстрого роста национального дохода и достижения высокого уровня занятости.

Теория Кейнса получила широкое распространение и приобрела многочисленных сторонников и последователей. Благодаря своей практической направленности она оказала значительное влияние на экономическую политику ряда западных стран и принесла Кейнсу славу «спасителя капитализма».

Разрабатывая свою теорию Кейнс опирался на предшествующие достижения экономической мысли. Кейнс отмечал, что идею активной роли государства в экономике он почерпнул у меркантилистов, чье учение было предано забвению на многие годы; опирался на ряд теоретических положений классической политической экономии А.Смита и Д.Рикардо и экономической теории К.Маркса – в частности на теорию воспроизводства.

Развитие теории государственного регулирование получило в работах неокейнсианцев и посткейнсианцев.

В современном понимании – это: во-первых, специальная наука о принципах рыночного функционирования экономики, во-вторых, название учебной дисциплины, в известном смысле синтезирующей достижения всех экономических наук и раскрывающей законы и механизмы функционирования бизнеса, методы хозяйствования, экономической политики, проблемы и противоречия практической деятельности в любой сфере экономики.

Все три школы в целом согласны с высокой эффективностью рыночной системы. Главное расхождение – роль государства.

Институционализм – остро реагирует на конфликтности капиталистического строя и считает государство главным арбитром, который должен сглаживать противоречия между трудом и капиталом.

Кейнсианство – обосновывает умеренное государственное регулирование экономики в интересах довольно большой части общества (обеспечение высокого уровня занятости).

Неоклассицизм – рассматривает рыночную экономику как саморегулируемую систему – как можно меньше вмешательства в экономику – учет интересов крупных и средних классов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: