Философия Нового времени: антропоценризм

Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию. В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания. Крупными философами в Европе XVII в. являются: Ф. Бэкон (Англия); С. Гоббс (Англия); Дж. Локк (Англия); Р. Декарт (Франция); Б. Спиноза (Голландия); Г. Лейбниц (Германия). В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции – онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.

Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали: 1)проблемы философского научного метода; 2)методологии познания человеком внешнего мира; 3)связи внешнего и внутреннего опыта; 4) задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления: 5) эмпиризм (основоположник – Ф. Бэкон); 6) рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени: 7) принцип автономно мыслящего субъекта; 8)принцип методического сомнения; 9) индуктивно-эмпирический метод; 10)интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод; 11)гипотетико-дедуктивное построение научной теории; 12) разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.

Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм – разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму.Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Этапы развития гуманизма: 1)светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви; 2) ценностно-моральный акцент философии и литературы.

Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Основные черты философии эпохи Возрождения: 1) отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы; 2) использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура); 3) тесная связь с естествознанием; 4) исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

Никколо Макиавелли (1469–1527) – один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства.Он обосновал необходимость светского государства, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью особой силы – государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: