1. В течении язвенной болезни наблюдается сезонность обострений. Неблагоприятное время года для многих больных – весна и осень. Под влиянием климатических условий (температура воздуха, колебания барометрического давления и других факторов) нарушается реактивность организма. Изменения наступают главным образом в нервной и эндокринной регулирующих системах. Они приводят к нарушению функции органов пищеварения (желудка и двенадцатиперстной кишки). Как можно объяснить данный факт?
2. Установлено, что психически больные люди начинают чувствовать себя хуже, когда световой день весной увеличивается на два часа и осенью на эти же два часа уменьшается. Здоровый человек ощущает в этот период вялость, снижение работоспособности, раздражительность, но он в состоянии преодолеть эти неприятные ощущения и ведет обычную жизнь. Поясните данную зависимость с точки зрения хронобиологии.
3. Распределите ниже перечисленные циклы по трем группам: годовые циклы, лунные циклы и суточные циклы. Обоснуйте свое распределение.
|
|
Температура тела, менструальный цикл, обострение психических заболеваний, частота дыхания, колебания рождаемости, пульс, артериальное давление, колебания инфарктов миокарда и апоплексических инсультов.
4. Эпифиз вырабатывает гормон мелатонин, который тормозит действие гонадотропных гормонов. Секреция изменяется в зависимости от освещенности: увеличение светового дня уменьшает секрецию мелатонина, что приводит к секреции половых гормонов. Как повлияло на человека возникновение круглосуточного искусственного освещения? На ком больше отразились эти изменения: на людях живущих ближе к экватору или живущих ближе к полярному полюсу?
5. В животном мире зимняя спячка, перелет птиц, вскармливание потомства и диапауза, как и смена формы у насекомых – самые распространенные формы годовых ритмов. Объясните, почему в северном и южном полушарии они протекают со сдвигом в полгода? Зависят ли эти ритмы от широты?
6. Человек, и голубь (дневные типы животных), а также кошка, хомячок, мышь и таракан (ночные типы) были помещены на неделю в условия постоянной темноты. Что произойдет с параметрами циркадианного ритма двигательной активности у представителей этих видов. Что изменится, если их поместить в условия постоянного освещения. Используйте правило Ашоффа.
Постоянная темнота | Постоянное освещание | |
Ночные животные | Период сокращается | Период увеличивается |
Дневные животные | Период увеличивается | Период сокращается |
7. Известно следующее: синхронное сопряжение между парными СХЯ гипоталамуса снижается с возрастом. В некоторых Средиземноморских странах, например Италии, существует сиеста – дневной отдых и сон. Некоторые лекарственные препараты назначаются два раза в день – утром и вечером. Что общего между всеми этими факторами с точки зрения хронобиологии, что может увидеть на графиках АД кардиолог при анализе данных амбулаторного мониторинга артериального давления у пожилого итальянца, придерживающегося сиесты и получающего лечение от артериальной гипертонии.
|
|
8. Антибиотики обладают либо бактерицидным (убивают бактерий), либо бактериостатическим действием (не дают им размножаться), последних большинство. Ниже приведен график пролиферации (размножения) госпитального штамма 2888 Staphylococcus aureus. Как вы оцените эффективность антибиотика с бактериостатическим действием, который не знающий этого, врач назначил в 8 и 17 часов? Оправдана ли будет 3-х разовая схема назначения данного антибиотика?
9. Основной белок ключевых генов биологических часов клетки, вырабатывающийся в течение всей фазы активности у человека носит название PER. Наиболее активные ферменты, выводящие «из игры» белок PER путем его фосфорилирования – это несколько разновидностей казеинкиназ (ck). Если фосфорилирование белка PER происходит слишком быстро – биологические часы ускоряют свой ход, если слишком медленно – замедляют. Подумайте, какие молекулярно-генетические особенности могут способствовать вечерним («совам») и, наоборот, утренним («жаворонкам») хронотипам?
10. Изучите представленные ниже рисунки суточной динамики систолического АД и ЧСС в двух различных широтах Тюменской области. Интерпретируйте их исходя их региональных особенностей (Север – Ямал, 68° с.ш.) и Тюмень (55° с.ш.). Какие факторы и механизмы могут быть лежать в основе и использованы для объяснения наблюдаемых здесь закономерностей.
11. Приведите собственные примеры биоритмов в природе и для человека.