Наименование тем практических (семинарских, лабораторных) занятий и их содержание

№ п/п Наименование тем Содержание
1. Педагогические системы и их типологии.Альтернативные педагогические системы. Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем. Сравнительный анализ развития систем образования в мире. Школа адаптированной педагогики (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде). Школа самоопределения (А. Н. Тубельского). Школа-парк (М. А. Балабан). Агрошкола (А. А. Католикова). «Экология и диалектика» - школа Л. В. Тарасова. Школа «Диалог культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов). Технология свободного труда С. Френе. Технология мастерских. «Французская группа нового воспитания». Целевые ориентации и концептуальные положения, особенности содержания.  
2. Педагогические технологии и их типологии.Концептуальные основания проектирования педагогических систем и технологий. Генезис понятий «технология», «педагогическая технология». Сущность педагогической технологии, ее научное обоснование. Состав и структура педагогической технологии. Соотношение понятий «педагогическая технология», «методы», «приемы», «методы обучения и воспитания». Сущность технологического подхода к обучению, классификация технологий. Критерии эффективности педагогических технологий. Принципы отбора педагогом педагогических технологий. Проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса как ведущие технологические аспекты деятельности педагога. Технологии целеполагания, мотивации, интериоризации, экстериоризации, проблематизации и рефлексии. Моделирование системы педагогических технологий.
3. Дидактические технологии. Технологии организации познавательной деятельности учащихся. Технологии эффективного управления процессом обучения. Учебно-познавательная деятельность учащихся и технология ее организации. Технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения.Философские и психолого-педагогические основы технологии личностно-ориентированного обучения. Личность, ее структура и основные характеристики как содержательная основа личностно-ориентированной технологии. Механизм личностно-ориентированных технологий обучения (гуманистическая направленность, гуманистические нормы и идеалы, уникальность и целостность личности). Педагогика сотрудничества: новый взгляд на личность учащегося, гуманизация и демократизация педагогических отношений, учение без принуждение, формирование положительной Я-концепции. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили. Научное обоснование теории развивающего обучения. Система обучаемого развития (Ж. Пиаже, З. Фрейд, Дж. Дьюи). Система развивающего обучения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.). Технология полного усвоения урочной темы.Технологии проблемного и задачного обучения: концептуальные положения, особенности целеполагания и содержания. Исследовательская технология обучения. Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов, П. М. Эрдниев). Игровые технологии: целевые ориентации, функции, виды дидактических игр. Технология организации игры для детей младшего, среднего. И старшего школьного возраста. Проектная технология обучения. Организация обучения в малых группах. Сущностные характеристики технологий, в основе которых лежит эффективное управление процессом обучения. Понятия «дифференциация обучения», «технология дифференцированного обучения». Виды дифференциации. Технология уровневой дифференциации (технологии Н. П. Гузика и В. В. Фирсова). Технология индивидуализации обучения (подходы И. Э. Унт, А. С. Границкий, В. Д. Шадрикова). Внутришкольная, межпредметная, внутриклассная, смешанная, дифференционная. Технология программированного обучения; виды обучающих программ (линейная, разветвленная, адаптивная, комбинированная). Групповая работа на уроке. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы, индивидуального стиля деятельности учителя и учащихся.  
4. Воспитательные системы. Гуманистические воспитательные системы и технологии. Открытая воспитательная система Гуманистические воспитательные системы: история и современность. Личность ребенка как субъекта в гуманистической воспитательной системе. Проектирование структуры воспитательной системы школы, гимназии, лицея на основе субъект-субъектных отношений. Педагогические идеи, лежащие в основе различных региональных воспитательных систем: «средовой подход», создание эмоционально насыщенного развивающего и воспитывающего пространства для учащихся, использование творческой социально значимой трудовой деятельности школьников. Воспитательная система класса. Подходы к созданию ученического коллектива. Общешкольный коллектив - ядро воспитательной системы школы. Основные аспекты управления воспитательной системой школы. Анализ опыта создания воспитательных систем (В. А. Караковский, А. А. Захаренко и др.).  
5. Воспитательные технологии и их типологии. Технология развития интеллектуального и творческого потенциалов личности. Интеллектуальные и творческие способности личности, их развитие в целостном педагогическом процессе. Диагностика интеллектуальных и творческих способностей. Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей учащихся (И. П. Волков, Т.С.Альтшуллер), технология воспитания социального творчества (И. П. Иванов). Коллективное творческое воспитание, его основные идеи. Технологии разработки коллективных творческих дел. Технологические аспекты деятельности классного руководителя, вариативность его деятельности. Планирование воспитательной работы с классом. Эффективное использование форм воспитательной работы классным руководителем.Взаимоотношение классного руководителя и педагогического коллектива. Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков.Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения. Суицидное поведение личности, его характеристика. Причины девиантного поведения учащихся. Технологии воспитательно-коррекционной работы с подростками. Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению. Виды и содержание профилактической работы среди несовершеннолетних. Семья как важнейший социально-педагогический фактор регуляции поведения подростков. Работа классного руководителя с неблагополучными семьями. Коллектив как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения подростков. Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, школьным психологом. Коррекционно-педагогическая помощь детям в учебных заведениях разного типа. Средства коррекции недостатков в условиях массовой школы. Трудности коррекционной работы.
6. Технологии управления педагогическими системами. Освоение и применение технологий в учреждении образования Педагогический менеджмент, его элементы. Школа как педагогическая система и объект педагогического менеджмента. Целеполагание и планирование как функции управления школой. Устав школы. Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении. Виды учебных планов. Развитие школьного самоуправления. Имидж учебного заведения. Технология организации методической работы в школе. Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры. Основные формы организации методической работы в школе. Самообразование учителя. Аттестация педагогических работников. Инновационная направленность организации методической работы в современной школе.  
7. Информационные технологии в образовании. Особенности организации компьютерного обучения. «Проникающие» и «определяющие» информационные технологии обучения. Формы применения компьютера в педагогическом процессе (репетитор, квазипреподаватель, устройство моделирования, инструментальное средство, провайдер). Виды педагогических программных средств, подходы к их классификации. Модель рациональной организации самостоятельной работы учащихся на основе применения компьютера. Информационныемонотехнологии (дистанционное, виртуальное, открытое, электронное обучение). Физиолого-гигиенические требования к взаимодействию учащихся с компьютером.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: