Конфликты в коллективе могут стоить менеджеру немалых нервов, фирме - убытков. Поэтому лучше, если руководителю удается вовремя их распознавать и сделать соответствующие выводы. Признаки конфликтов, как правило, одни и те же:
• дело, над которым работает коллектив, перестает быть общим. Каждый трудится сам по себе. Дружеская помощь оказывается «не в ходу»;
• сотрудники перестают доверять друг другу, делиться рабочими и личными планами;
• во время разговоров сотрудников большое внимание уделяется негативным фактам. Собеседник скорее выскажет замечание в адрес коллеги, чем тепло отзовется о нем.
Каждый из этих признаков - серьезный настораживающий сигнал, но уладить конфликт еще не поздно. Для этого придется чуть-чуть изменить принятый вами режим работы. Например, распределять задания не «тет-а-тет», а на общем собрании, ввести в практику открытый обмен мнениями, регулярное совместное подведение итогов.
Иногда и руководитель, сам того не замечая, может спровоцировать конфликт. Поэтому, прежде чем начинать действовать, проанализируйте собственное поведение. Помните: вам в качестве руководителя недопустимо:
|
|
• скрывать какую-либо деловую информацию от своих подчиненных;
• высказывать особое расположение кому-либо из сотрудников;
• безропотно отдавать людей «на растерзание» вышестоящему начальству;
• недооценивать профессионализм своих коллег.
Вопросы
1. Что должен делать менеджер для того, чтобы в коллективе не возникало конфликтных сигуаций?
2. Если уж конфликтная ситуация стала реальностью, то как ею управлять?
3. Каковы должны быть ваши действия как менеджера при разрешении конфликта?
Ситуационная задача № 26
Считается, что основными источниками проблем, ухудшающими позиции фирмы на рынке, являются:
• жизнеспособность;
• успех;
• управление;
• продукт (рынок);
• финансовая система фирмы;
• воздействие окружающей среды;
• отсутствие гибкости в управлении.
Вопросы
1. Какие из приведенных источников проблем имеют, по вашему мнению, первостепенное значение?
2. Какие обстоятельства, помимо затронутых, могут играть важную роль в ухудшении позиций фирмы?
3. Какие предпосылки снижения рыночного иммунитета особенно характерны для российских компаний?