Фундаментальный институт | Институты в него входящие |
Экономический институт | Базовый – институт собственности, производство, финансовый, маркетинг, организационно-управленческий и т.д. |
Правовой институт | Институт судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, институт присяжных, адвокатура, нотариат, прокуратура и т.д. |
Политический институт | Ведущий - государство или институт власти, политического представительства, президентства, разделения властей, парламентаризма, местного самоуправления и т.д. |
Религиозный институт (на примере христианства) | Целибат, епископат, монашества, крещения, причастия, исповеди |
Социальный институт родства | Семья и брак – основной институт, материнства, отцовства, кровной мести, побратимства, наследования, имянаречения и т.д. |
Институт образования | Школы, техникумы, вузы, академии, Министерство образования, НИИ, издательства, редакции газет и журналов, педагогика, журналистика, психология и т.д. |
В социологии выделяют формальные и неформальные институты.
|
|
Неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, формальные институты жестко регламентируют поведение индивида.
Выделяются и так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например: криминальных структур).
В социальном управлении и контроле институты играют важную роль. Они определяют общество в целом. Любые общественные отношения осуществляются через изменения в социальных институтах.
Социальный институт делает связи между людьми не случайными и хаотичными, а постоянными, устойчивыми и надежными. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем общество более развито. Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного контроля, т.е. в их институализации.
Таким образом, социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Выводы:
Общество – это открытая, динамическая система, развивающаяся по собственным внутренним законам. Развиваясь, общество способно сохранять свою сущность. Основные сферы общества: экономическая, политическая, социальная и духовная достаточно автономны, но и вместе с тем, неразрывно связаны; изменения в одной из них влекут за собой изменения во всех остальных и влияют на общество в целом.
|
|
Важнейшей характеристикой общества как системы является его самодостаточность, понимаемая как способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия необходимые для собственного существования, а также для производства всего необходимого для жизни людей.
Домашнее задание
Задание 1. Выберите правильный ответ.
В отличие от природы, общество:
1)обладает свойствами системы
2)находится в развитии
3)выступает в качестве творца культуры
4)развивается закономерно.
Задание 2. Перед вами два утверждения:
А). Социальный институт делает связи между людьми не случайными и хаотичными, а постоянными, устойчивыми и надежными.
Б). В рамках культурно-исторического подхода изучение общества рассматривается как реальность, в которой воплощен мир моральных, этических, духовных ценностей и культурных смыслов и образцов, обусловливающих ход всемирной истории и деятельности отдельных индивидов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба утверждения верны
4) оба утверждения неверны
Задание 3. Сравните индустриальное и традиционное общество. Заполните таблицу.
Линии сравнения | Индустриальное общество | Традиционное общество |
1. Определяющие сферы хозяйственной жизни | Индустриальное производство | Сельское хозяйство |
2. Основной элемент социальной структуры | Классы промышленников (буржуазии) и рабочих | Сословия |
3. Главные социальные институты в духовно – культурной сфере | Школа (Система образования) | Церковь |
Задание 4. «Экономическая жизнь испытывает на себе влияние всех сторон общественной жизни и в свою очередь влияет на них». Раскройте данное утверждение с помощью конкретных примеров и социальных ситуаций.