Типы экономических систем и особенности исламской экономической модели

Целью является раскрытие особенностей исламской экономической модели как одной из ряда известных в современной экономической науке.

Вопросы:

1. Сущность экономической системы, ее типы.

2. Общая характеристика традиционной, командно-административной и рыночной систем.

3. Национальные модели в рамках рыночной экономической системы (шведская, японская, американская и др.)

4. Особенности исламской экономической модели.

1. Сущность экономической системы, ее типы.

В процессе хозяйственной деятельности экономические отношения между людьми функционируют всегда как определенная система. Любой хозяйствующий субъект включен в сеть определенных процессов, окружен множеством различных взаимосвязей, существование которых говорит о наличии определенной хозяйственной системы.

Первым признаком системы является наличие совокупности элементов, из которых она состоит. Сравнительная характеристика элементов имеет важное значение при анализе различных экономических систем. Национальная экономическая система может иметь различные компоненты, но преобладание тех или иных элементов позволяет отнести ее к определенной экономической системе.

Второй признак системы – это наличие у нее структуры, определяющей взаимосвязи между элементами, их соподчиненность, что обусловливает возможности ее развития. Разрушение основного элемента системы приводит к разрушению системы.

Третий признак системы – ее цели. Вместе со средствами достижения цели этот признак составляет функциональный аспект системы.

Четвертый признак системы связан с функционированием системы во внешней среде, с которой она связана множеством коммуникаций. Целевая направленность передается системе с более высокого уровня. То есть экономическая система является подсистемой по отношению к системе более высокого уровня. Общество ставит перед экономикой определенные цели и с помощью конкретных показателей выясняет степень эффективности данной экономической системы.

Пятый признак системы - управленческий. Без него система не может целенаправленно развиваться.

Характеристика экономических систем может осуществляться на основе следующих подходов: формационного, технологического, цивилизационного.

Формационный подход раскрыт в работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. С их позиций экономическая система является совокупностью всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. В качестве главной причины развития человеческого общества рассматривается изменение его производственной основы и соответствующей ей формы собственности на экономические ресурсы, которые и определяют весь комплекс экономических, политических, правовых и других форм человеческого общения на различных этапах развития общества. Собственность как отношение присвоения определяет роли отдельных субъектов в экономике и формы развития производительных сил. Формационный подход подразумевает, что все страны и народы обязательно проходят в своем развитии через пять формаций. Это:

1) первобытнообщинная формация,

2) рабовладельческая формация,

3) феодальная формация,

4) капиталистическая формация,

5) коммунистическая формация.

Технологический подход предложен в 60-е гг. XX века американским социологом У.Ростоу. В основе смены стадий экономического роста лежит изменение технико-экономических параметров развития общества: уровень развития техники, отраслевая структура хозяйства, доля производственного накопления в национальном доходе и структура потребления. В соответствии с данным подходом общество проходит следующие стадии развития. (Ростоу У. Стадии экономического роста. - Нью-Йорк, Ф.А.Приер, 1961).

1. Традиционное общество. Характеризуется примитивной ручной техникой, незначительными размерами производства на душу населения, низким уровнем производительности труда, высоким удельным весом сельского хозяйства, властью землевладельцев. Большая часть населения занята производством продовольствия. Национальный доход используется непроизводительно, норма накопления незначительна. В истории Европы эта стадия простирается до XVIII в.

2. Переходное общество - период подготовки предпосылок для подъема экономики. Это эпоха создания централизованных государств, концентрации ресурсов. Развивается экономическая инфраструктура. Появляются различные институты для мобилизации капитала, новый тип предприимчивых людей, создаются условия для индустриализации.

3. Созревающее общество - стадия решающего сдвига, подъема экономики. Значительно повышается удельный вес сбережений и инвестиций в национальном доходе (от 5 до 10%). Происходит промышленный переворот, меняется структура экономики - с появлением новой техники появляются новые отрасли производства. Силы экономического прогресса начинают доминировать в обществе, растет норма накопления, однако потребление ограничено. Власть переходит к буржуазии. В Англии это конец XVIII в., во Франции и США - середина XIX в., в России - конец XIX - начало XX вв., в Индии и Китае - середина XX в.

4. Индустриальное общество - движение к зрелости, длительный этап технического прогресса, ускоренная урбанизация. Преобладающей отраслью производства становится промышленность, особенно отрасли тяжелой промышленности. Руководство сосредоточивается в руках специалистов- менеджеров. В экономику инвестируется 20-30 % национального дохода. Рост производства продукции опережает рост населения, что создает предпосылки для роста потребления. Технологической зрелости достигли: Англия - в середине XIX в.; США, Германия, Франция - в начале XX в., Россия - в середине XX в.

5. Общество массового потребления. Повышается реальный доход на душу населения, происходит сдвиг от предложения к спросу, от производства к потреблению. Темпы экономического роста, норма накопления снижаются. Ведущей группой становятся отрасли, выпускающие предметы потребления длительного пользования.

6. Общество поиска «качества жизни» - на первый план выдвигается духовное развитие человека.

В рамках технологического подхода в начале 70-х гг. XX века американский социолог Д.Белл предложил другую схему эволюции экономических систем. На основе промышленной и научно-технической революции он выделил три «волны» в эволюции экономических систем: аграрную (доиндустриальную), индустриальную и постиндустриальную.

1. Доиндустриальное общество отличается неразвитыми производительными силами. Источником существования является непосредственно природа. Главной формой богатства на протяжении длительного исторического развития выступала земля. Производительным считался труд в сельском хозяйстве.

2. Индустриальное общество организовано на основе машинно-промышленного производства. В индустриальной экономической системе главной формой богатства становится капитал, производительным трудом -труд воспроизводящий и приумножающий капитал.

3. В постиндустриальном обществе главной формой богатства становится знание, информация, а производительным трудом выступает труд, воспроизводящий знания. Основная доля занятых из сферы производства перемещается в сферу услуг.

В цивилизационном подходе основная роль отводится социокультурному или религиозному фактору. Причем само понятие «цивилизация» употребляется в разных смыслах. В более широком, глобальном, всемирном смысле цивилизация рассматривается как определенная эпоха в историческом развитии общества. В более узком смысле понятие «цивилизация» рассматривается как явление локальное, территориально ограниченное, например западнохристианская, православно-христианская, исламская, индуистская, китайская, японская, африканская, латиноамериканская.

2. Общая характеристика традиционной, командно-административной и рыночной систем.

Широкое распространение получила классификация экономических систем с позиции способа координирования и управления системы: выделяют традиционную экономическую систему, рыночную экономику свободной конкуренции (чистый капитализм), командную экономику (планово-централизованная, коммунистическая), современную рыночную экономику (смешанную экономику).

Традиционная экономика - экономическая система, распределение ограниченных ресурсов в которой происходит в соответствии с обычаями. Темпы изменений и развития в ней невысоки; люди занимаются тем же, чем прежде занимались их предки, большая часть товаров потребляется там же, где производится. Уровень жизни в таких обществах низкий, что и как производить и распределять не считается экономическими проблемами. Экономика базируется на отсталой технологии, ручном труде.

«Чистая» рыночная экономика, или капитализм эпохи свободной конкуренции, - это экономика, в которой структуру распределения ресурсов определяют только решения экономических агентов (потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм). «Чистая» рыночная система характеризуется частной собственностью на средства производства и результаты труда. Экономическая деятельность стихийно регулируется через систему рынков и цен. Роль правительства ограничивается защитой частной собственнос­ти, контролем правовых норм. В рыночной экономике изменения цен служат сигналом для производителей и потребителей, заставляя их изменять свои планы.

Командная экономика функционировала в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Отличительными признаками являются общественная собственность на средства производства и результаты труда, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. Ресурсы распределяются государством из единого центра по плану. Цены не зависят от колебания спроса и предложения, а устанавливаются государством. Производство работает не ради прибыли, а ради выполнения государственного плана, который ориентирован на удовлетворение общественных потребностей.

Смешанная рыночная экономика - экономическая система, в которой конкуренция взаимодействует с активным вмешательством государства, структуру распределения ресурсов определяют правительственные и частные решения.

В настоящее время в чистом виде не существует ни одной экономической системы. В каждой из них имеются элементы других систем. Рыночная система свободной конкуренции исчезла в конце XIX столетия, но многие ее элементы входят в современную рыночную систему.

В смешанной экономике государство играет меньшую роль по сравнению с командно-административной. Но несмотря на то, что рынок определяет большинство экономических решений в странах со смешанной экономикой, роль государства в них возрастает. Это связано с тем, что в системе чистого рынка присутствуют так называемые «провалы», т.е. проблемы, которые он сам не может преодолеть и которые грозят разрушением основ самого общества.

Особое место в развитии человеческого общества занимает переходная экономика — экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства. От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого свершается смена общественных отношений одного типа на другой.

3. Национальные модели в рамках смешанной экономической системы

В основе государственной политики находится не общая теоретическая модель рыночной экономики, а ее национальная модель. Национальная модель экономического развития – это совокупность элементов, формирующих целостность национального хозяйства, и механизм, обеспечивающий связь и взаимодействие этих элементов.

Понятие «национальная модель» имеет право на существование при условии, что развитие того или иного национального государства в течение достаточно длительного периода демонстрирует стабильность ключевых параметров, заложенных в основу модели.

Выделяют следующие национальные модели рыночной экономики: либеральную (американскую), социально ориентированную (европейскую) и корпоративную (азиатскую).

Для либеральной (американской) модели со смешанной экономикой характерны следующие черты:

1) абсолютное преобладание частной собственности;

2) законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;

3) ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;

4) относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.

В наиболее чистом виде эта модель представлена экономикой США до Великой депрессии (до 1929г.), но и в настоящее время экономическая система этой страны достаточно близка к тому, чтобы быть эталоном либеральной модели.

Типовая модель социально ориентированной экономики (европейская модель) отличается следующими параметрами:

1) «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности;

2) макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);

3) особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;

4) высокая доля госбюджета в ВВП;

5) развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого по этой линии составляют значительную часть государственного бюджета;

6) функционирование института производственной демократии.

Наиболее полно совокупность этих качеств представлена в германской модели социального рыночного хозяйства. Разновидность европейской модели - Социал-демократическая модель близка к предыдущей (иногда ее не выделяют в особую группу), а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

1) значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения;

2) доля госбюджета в ВВП превышает 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная сфера;

3) регулирование трудовых отношений на национальном уровне, а не на уровне предприятий и отраслей;

4) государственная социальная политика включает средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;

5) развитая система производственной демократии.

Такая модель присуща экономикам скандинавских стран. Эта экономическая система известна как шведская модель.

Для корпоративной (азиатской) модели характерен двойственность современной промышленности. Основное место в занятости и производстве в обрабатывающей промышленности принадлежит мелким и средним предприятиям. На фоне массы мелких компаний быстро развивается концентрация капитала в отраслях тяжелой промышленности, что приводит к образованию гигантских монополий. Вертикальная интеграция фирм пронизывает всю систему деловых отношений в стране.

Это характерно для японской экономической модели, одной из особенностей которой является социальная организация общества, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности, отличная от американского стандарта. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессионального факторов в экономической жизни общества.

4. Особенности исламской экономической модели.

Ислам утверждает необходимость создания и функционирования в обществе такой экономической модели, которая совмещает в себе как материальное благосостояние, так и находящиеся в его основе духовные ценности. Исламская модель не строится на основаниях капитализма или социализма, в связи с чем и экономические институты этих систем различны.

Система Ислама постоянно стремится к установлению человеческого братства, социальной и экономической справедливости и этим она отлична от капитализма, каким он должен быть при четком следовании его постулатам о господстве конкуренции, ограничении роли государства положением «ночного сторожа», господством культа наживы и товарного фетишизма, которые так критиковали К.Маркс и его последователи. В действительности в странах, на которые прежде традиционно указывали как на капиталистические, давно уже избавились от капитализма в его первоначальном диком виде. Там существует так называемая социально ориентированная рыночная экономика. Порой она столь социально ориентирована, что ее склонны называть «шведским» или «скандинавским» социализмом. Достойное положение рабочего в странах с социально ориентированной рыночной экономикой не является результатом стремления к справедливости или равноправию между людьми. Достойное положение рабочего в капиталистических странах достигалось в тяжелейшей экономической и политической борьбе профсоюзов с работодателями. Государство, стоявшее над схваткой организаций работодателей (отраслевые, региональные и общенациональные союзы промышленников и предпринимателей) и наемных работников (отраслевые, региональные и общенациональные профсоюзы), из-за опасения того, что их население устремится к социализму, существовавшему в СССР и его странах-сателлитах, вынужденно приняло решение о внедрении в жизнь массы социальных и экономических гарантий обеспечения высокого уровня жизни. Снижение жизненного уровня основной части населения капиталистических стран после падения социалистического лагеря подтверждает данный тезис.

Система Ислама отлична от социализма стремлением к индивидуальной свободе, в том числе и в сфере экономики, что подразумевает поощрение предпринимательства. Исламом признается частная собственность и наемный труд.

Основой взаимоотношений продавца и покупателя, поставщика и переработчика на всем пути движения товара от сырья до готового товара является свободное взаимное согласие, а не государственный план. Аллах в Коране (4, 29) повелевает: «О вы, которые уверовали! Не пожирайте имуществ ваших между собой попусту, если это только не торговля по взаимному согласию между вами».

Основная часть производства и распределения товаров должна быть свободна от диктата отдельных людей и их групп, стремящихся от имени государства к достижению своих корыстных целей. Именно отрыв собственности от непосредственных производителей материальных благ привел к краху страны, прежде строившие царство братства и справедливости при социализме. Экономические решения в них все чаще принимались не теми, кто досконально знал производство, а теми, кто ставился сообществом чиновников руководить предприятиями от лица государства. Принятие таких кадровых решений чиновниками не всегда было обусловлено набором деловых и профессиональных качеств. В результате руководители многих предприятий в СССР, не осознавая экономической ценности предприятий, находившихся в их руках (они лично не создавали эти предприятия и не несли полной имущественной ответственности за свои решения), принимали решения, зачастую граничившие с бесхозяйственностью.

Рыночный механизм является составной частью экономической системы Ислама, т.к. институт частной собственности без него не действенен. С другой стороны, он предполагает, что потребитель имеет возможность выражать свои предпочтения и желание приобрести подходящий товар согласием заплатить за него цену, назначенную продавцом, которая обеспечит тому возмещение затрат и получение определенной прибыли. Необходимость этой прибыли состоит в том, что она обеспечивает возможность для производителя развивать и совершенствовать свою деятельность.

Мотив личной выгоды, существенный для деятельности в любой системе, признающей свободу предпринимательства, признается Исламом. Продажа и покупка позволены Шариатом, при условии получения взаимной выгоды. Естественно, что мотив личной выгоды может стать и источником несправедливости, т.к. продавец и покупатель стремятся каждый к своей выгоде, а границы этой выгоды не определены. Тем не менее, Аллах запретил мошенничество, обман и введение в заблуждение о качествах реализуемого товара. Это позволяет исключить ассиметричность информации о товаре у покупателя и продавца, дав им возможность принимать максимально обоснованные решения.

Мотив личной выгоды обеспечивает необходимое побуждение к эффективному использованию ресурсов, данных Аллахом людям, а значит – исключает расточительство (исраф). Исключение расточительности является элементом, обеспечивающим эффективность функционирования хозяйственной системы общества. Однако, если мотив личной выгоды превращается из инструмента повышения эффективности хозяйствования в основную цель хозяйственной деятельности, то это чревато значительными социальными и экономическими проблемами.

Признание Исламом частной собственности, стремления к личной выгоде и свободы предпринимательства не приравнивает Ислам и капитализм. Это связано с тем, что объекты собственности и доходы от их использования в мусульманском обществе хотя и могут принадлежать частным лицам, но расцениваются они как доверенные Аллахом. Как сказано в Коране (2, 284): «Аллаху принадлежит то, что в небесах и на земле!» Также: «Скажи: кому принадлежит земля и кто на ней, если вы знаете? Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели же вы не опомнитесь!» (23, 84-85).

Конкретное лицо, будучи наместником Аллаха на земле, наделяется правами собственника. Поэтому на использование самих объектов собственности, доходов от их использования налагается ряд условий этого доверения. Эти условия: поддержание с помощью получаемых средств и возможностей в обществе моральных ценностей, справедливое распределение доходов и богатства. В сборнике хадисов Муслима содержится хадис, в котором Пророк (с.г.в.) говорит о богатстве как о чем-то зеленом и душистом, т.е. соблазнительном. Тот, кто приобретает его праведно, получает от него помощь. Если же богатство приобретено без права, то приобретший его похож на того, кто кушает, но не насыщается.

Для уточнения различий между капитализмом и исламской экономической моделью, отметим следующее. Во-первых, в условиях рыночной системы покупатели выступают в качестве избирателей на выборах. Принадлежащие им средства тратятся как голоса и национальные ресурсы автоматически распределяются производителям тех товаров, которые востребованы. Значит, внешне и только внешне, рыночная система – это морально нейтральные выборы. Если все большая часть денег станет тратиться потребителями на спиртные напитки, а не на молоко, то именно производители спиртных напитков получат большую долю средств, которую используют на модернизацию производства, его развитие, еще большую рекламу и еще большую долю национального дохода. А производители молока будут работать в условиях уменьшения доходов, возможно даже на грани разорения. Это и будет, с точки зрения рынка экономически эффективным распределением национальных ресурсов в ту или иную отрасль.

Поэтому рынок внутренне – это не справедливые выборы. Их несправедливость состоит в том, что, к примеру, на этих выборах не имеют право участвовать малолетние дети даже тех, кто покупает спиртное. Их права ущемлены. Они хотели бы развития молочного животноводства и земледелия.

Также о развитии молочного животноводства или производстве спиртных напитков не спросили пожилых людей, трудом которых создавалась экономика страны. В результате, хотя они участвовали в строительстве продовольственного магазина для реализации хлеба и молока, он будет переоборудован под продажу спиртных напитков. Пожилые люди строили завод продовольственных товаров, а его переоборудуют на выпуск вина. На рыночных выборах не могут проголосовать люди с ограниченными возможностями, заботу о которых Аллах поручил здоровым людям. Они также не имеют возможности проголосовать за свои интересы. Однако их интересы также должны учитываться. И в Исламе они учитываются при делении хозяйственной деятельности и путей добывания богатства на разрешенные и запрещенные виды. Поэтому распределение ресурсов в Исламе считается оптимальным в том случае, если долгосрочные экономические интересы всех слоев населения учтены, даже если это и будущее поколение, еще не родившиеся дети. Они имеют право на получение качественного образования, средства в развитие которого надо вкладывать уже сегодня, если необходимо обеспечить построение эффективной образовательной системы, к примеру, лишь через двадцать лет. Государство не может пассивно наблюдать за тем, как национальные ресурсы перетекают из отрасли, производящей халяль в отрасль, производящую харам. Государство должно, в первую очередь, влиять не на потребление людей, а на формирование их потребностей, воспитывая их. Это связано с тем, что если государство будет просто запрещать определенные виды деятельности или реализацию определенных видов товаров, то производство и реализация таких товаров будут продолжаться в теневом секторе экономики, что приведет к развитию коррупции и преступности. Также сложный процесс вынесения решения о развитии той или иной отрасли не должен зависеть от мнения какой-либо организованной церкви, создание которой в Исламе не предусмотрено.

Во-вторых, в работе рыночных сил могут присутствовать несовершенства. Т.е. на рынке могут присутствовать монополии, олигополии, монопсонии, олигопсонии. В этих условиях цена не будет отражать ни овеществленного в товаре труда, ни полезности данного товара. Экономически неизбежные процесс концентрации капитала, действие эффекта масштаба производства, ведущие к сосредоточению экономической и политической власти в руках ограниченного круга лиц приводят к тому, что плата владельцам ресурсов становится несоизмеримой с реальным их взносом в благополучие общества. Противоборство экономических интересов узких групп и всего общества не должно приводить к победе узких групп только потому, что они более организованны и сплоченны, в их рядах меньше противоречий. Зная эти несовершенства рынка, общество не может позволить рынку победить само себя. В этой связи, без регулирования и контроля со стороны правительства, стремящегося к долгосрочному благополучию общества, обеспечиваемому выполнением постулатов Ислама, рыночная система не может достичь оптимального распределения ресурсов.

В-третьих, в капиталистической рыночной системе собственник, являющийся владельцем своих товаров, может делать с ними все, что захочет. К примеру, он может уничтожить часть продукции (как фермеры ряда европейских стран уничтожают молоко, чтобы повысить цены на него). В Исламе же, все принадлежит Аллаху, поэтому расточительство недопустимо, считается серьезным преступлением, приравнивается Кораном к распространению зла на земле: «А когда он отвернется, то ходит по земле, чтобы распространять там нечестие и губить посевы и потомство, - а Аллах не любит нечестия!» (2, 205). В этой связи ясно, почему Абу Бакр, первый халиф, инструктируя своего военачальника Йазида ибн Абу Суфьяна, идущего на войну, запретил ему неразборчивое уничтожение животных и растений даже на территории врага. Поэтому вопрос о допустимости этого в мирное время ради повышения цены на производимую продукцию вообще не может подниматься. Плата потребителей за оставшийся товар увеличивается, часть произведенного товара уничтожается ради получения более высокой прибыли отдельными производителями или посредниками. Плата общества за это очень велика и исламское общество не может себе позволить этого.

В-четвертых, сама по себе рыночная экономика, даже в условиях рыночной конкуренции, не может обеспечить решения проблем безработицы, экономических циклов, защиты окружающей среды, невоспроизводимых ресурсов. Понимание этого привело и чисто капиталистические экономики к увеличению в них государственного сектора, усиления государственного регулирования экономики. И в исламской экономической мысли не отрицается, а с пониманием воспринимается управляющее воздействие государства на рыночную стихию.

В этой связи хотя рыночная система и признается мусульманскими учеными благодаря свободе, предоставляемой личности для участия в экономических отношениях в качестве производителя и потребителя материальных благ, но она не рассматривается как божественная и вечная. Рыночная экономика позволяет эффективно обеспечивать удовлетворение индивидуальных потребностей отдельных членов общества, но у исламского общества как единого целого есть и более важные потребности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Приведите примеры стран, в которых функционировала или функционирует сегодня командно-административная экономика.

2. Каковы основные параметры традиционной экономической системы?

3. Какие национальные модели существуют для описания экономики развивающихся стран?

4. Какие нерыночные элементы присутствуют в японской модели?

5. Охарактеризуйте основные параметры постиндустриального общества.

6. В чем состоит необходимость исследования национальных моделей экономики?

7. Раскройте специфику исламской экономической модели.

8. Чем отличается исламская экономика от командно-административной и рыночной экономики?

9. Чем вызван интерес к исламской экономической модели сегодня? Какие преимущества реализация этой модели дает представителям различных социальных групп, религий?

10. Какова роль мотива личной выгоды в исламской экономике?

11. Какие страны наиболее близки к реализации модели исламской экономики? Обоснуйте ответ.

Темы рефератов

1. Основные черты постиндустриального общества, их наличие в мусульманских странах.

2. Китайская модель смешанной экономики.

3. Цивилизационный подход к исследованию экономических систем, характеристики исламской цивилизации.

4. Переходная экономика в России – закономерности развития.

5. Достоинства и недостатки командно-административной экономики.

6. Преимущества и недостатки рыночной экономики.

Тесты.

1. При цивилизационном подходе к классификации социально-экономических систем за основу принимаются:

£ уровень развития техники и технологии

£ структура экономики

 система ценностей

£ способ производства

 духовно-культурные достижения

2. Критерием формационной классификации социально-экономических систем являются:

 господствующий общественный способ производства

£ природно-климатические условия

£ техническая основа экономики

 господствующие отношения собственности

£ система ценностей

3. В марксовой модели социально-экономической системы ее развитие детерминировано:

£ научно-техническим прогрессом

£ надстройкой

 базисом

£ системой ценностей данного общества

 изменением отношений собственности

4. Согласно теории стадий экономического роста основой разграничения социально-экономических систем является:

 уровень технологического развития

£ уровень обеспечения социальной справедливости

 норма накопления

£ система ценностей

£ структура экономики

5. Постиндустриальная стадия сопровождается увеличением:

£ доли первичных отраслей

£ доли отраслей, производящих конечную, продукцию

£ доли вторичных отраслей

 доли третичных отраслей

 значимости знаний и технологий

6. Согласно классификации Д. Белла отраслями производства третичного сектора являются:

£ торговля, финансы, страхование, операции с недвижимостью

 наукоемкие отрасли, инновационное обслуживание, сфера услуг

 наука и образование

£ транспортные и коммунальные услуги

£ организация отдыха

7. В основе противоречий между Севером и Югом лежат:

 социально-экономические процессы

£ духовно-культурные отношения

£ технико-технологические процессы

£ всемирные тенденции трансформационных процессов

 углубление и расширение пропасти между богатством и бедностью

8. Разграничение между Востоком и Западом базируется на различиях:

£ социально-экономических отношений

 духовно-культурных ценностей

£ протекания процессов международного разделения труда

 цивилизаций

£ технологических базисов

9. Верно ли следующее утверждение: Экономическая мотивация субъектов традиционного хозяйства существенно отличается от мотивации в рамках рыночной экономики.

 Да

£Нет

10. Экономическая система решает следующие вопросы:

 что, как, для кого;

£ что, как, для кого и каков темп роста;

£ когда, почему, где и кто;

£ каковы причины безработицы и инфляции.

11. Верно ли следующее утверждение: Уровень эффективности экономики характеризуется социальными гарантиями, которые имеют члены данного общества.

£Да

 Нет

12. Характеристиками свободного рыночного хозяйства выступают (1 правильный ответ):

£ неограниченное число участников конкуренции;

£ свободный доступ к рыночной информации;

£ ограниченная роль правительства в экономике;

 верно все указанное.

Литература.

1. Добрынин А.Ф. Курс экономической теории: Учебник. Изд. 5-е испр., доп. и перераб. - Киров: «АСА», 2006. - 832 с.

2. Кочетков А.А. Экономическая теория: Учебник. – 2007. – 608с.

3. Ларионов И.К., Пилипенко Н.Н., Щербаков В.Н. Экономическая теория (политическая экономия): Учебник. Ч. 1,2. – 2006. – 1184 с.

4. Экономика. Учебное пособие. 3-е изд. / Под ред. А.Г. Грязновой. - М:
КноРУС, 2009.-464 с.

5. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. Николаевой И.П.. -М.:КноРус, 2009.

6. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПБ: Изд-во «Питер», 2009.

7. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева, М.З.
Ильчикова - М: КноРус, 2007.

8. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: