Функции и методы экономической теории

К функциям экономической теории относятся:

1. Познавательная, образовательная. Познание эконо­мической теории позволяет овладеть знаниями об основ­ных экономических категориях, явлениях, законах, что является признаком экономического образования и эко­номического образа мышления.

2. Практическая. Предприниматели, специалисты, по­литики могут учитывать и применять полученные базовые экономические знания, умения и навыки в хозяй­ственной практике, при разработке приоритетных на­правлений экономической политики. Нередко консуль­тантами руководителей государств являются экономис­ты широкого профиля, чьи концепции, рекомендации помогают выходу из экономического кризиса или обес­печивать устойчивый экономический рост.

3.Методологическая. Используя комплекс методов по­знания базовой экономической науки, а также различ­ные теоретические подходы к решению определенной со­циально-экономической проблемы можно выбрать наи­более эффективные варианты решения.

4.Прогностическая. Экономическая теория служит те­оретической и методологической базой для прогнозиро­вания будущего развития национальной экономики. Многие страны имеют долгосрочные программы соци­ально-экономического развития благодаря использова­нию фундаментальных экономических знаний.

Указанные функции реализуются через комплекс ме­тодов познания экономики.

Метод - это способ познания, а применительно к экономической теории - способ позна­ния особенностей экономических законов, базового поня­тийного аппарата экономики.

Методология экономичес­кой теории вбирает в себя комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих методов познания данной науки.

Методы экономической теории делятся на общие и частные. Многие методы общего характера переняты из философии. Методы частного характера связаны со спецификой экономической дисциплины.

Ме­тодам относятся:

1. Метод научной абстракции - состоит в абстрагиро­вании, отвлечении от несущественного, случайного в яв­лениях, выделяя суть вещей. Например, рассматривая понятие «прибыль», мы абстрагируемся от конкретных проявлений прибыли, пытаемся ответить на вопрос: «что такое прибыль?»

С методом научной абстракции связаны так называе­мые допущения - «при прочих равных условиях». Предполагается, что какой-то фактор данного явления пере­менный, т.е. изменчивый, тогда как другие воздейству­ющие факторы остаются постоянными. Хотя на практи­ке все факторы изменяются. Делается это для того, что­бы изучить данную закономерность в «чистом, идеаль­ном» виде. Например, такое допущение необходимо при изучении законов спроса и предложения.

2. Метод дедукции - выражается в движении мысли от общего положения к конкретным фактам. Так, начиная рассматривать сущность инфляции, можно переходить на изучение видов, уровня инфляции и далее на приме­ры отдельных стран.

3. Метод индукции - выражается в движении мысли от частных фактов к общему теоретическому положению. Так, к рассмотрению сущности собственности можно подойти, предварительно обсудив характеристики част­ной, государственной и других форм собственности.

4. Метод анализа - состоит в расчленении определен­ного явления на части и изучении каждой из них в от­дельности. Так, изучая общую структуру государствен­ного бюджета, можно проанализировать доходную и рас­ходную части бюджета.

5. Метод синтеза - состоит в сведении нескольких раз­розненных объектов изучения в один и изучении его как единого целого. Исследуя поведение обособленных субъектов экономики - потребителей, предприятий, го­сударства, заграницы - можно составить общий круго­оборот в масштабе всей экономики.

6. Метод экономико-математического моделирования -предполагает применение математических формул, рас­четов для решения конкретных ситуационных задач, возникающих в экономике. Например, для более доступ­ного понимания товарно-денежного обмена использует­ся формула уравнения денежного обмена, которая долж­на выражать соответствие денежной массы товарной мас­се (МУ=РЯ).

7. Метод графического моделирования - предназначен для формирования умозрительного представления об экономических явлениях, связях и зависимостях путем построения и анализа графиков, что облегчает познава­тельный процесс. Так, более глубокому пониманию за­конов спроса и предложения способствует детальный гра­фический анализ.

8. Метод компьютерного моделирования - является наиболее современным. Он позволяет смоделировать ре­альную экономическую ситуацию, требующую приня­тия конкретных рациональных решений. Например, может моделироваться общая тенденция экономическо­го роста, а задача обучающегося - рассчитывать эконо­мические показатели (уровень занятости, инфляции, процентной ставки и др.) таким образом, чтобы не откло­няться от тенденции экономического роста.

Функции и методы экономической теории связаны с пониманием нормативного и позитивного подходов к изучению экономики. Нормативная экономика отве­чает на вопрос: что должно быть? Позитивная экономика изучает: что есть на самом деле? Нормативный подход вызывает необходимость исследовать: какой должна быть экономика, он предполагает критический анализ. По­зитивный подход позволяет изучать экономику на осно­ве сложившихся фактических данных. Взаимодействие и взаимодополняемость этих двух подходов важны для принятия наиболее эффективных решений в экономи­ческой политике.

Домашнее задание: Экономические взгляды древних мыслителей

Задания для закрепления

Задание 1

1. С какого периода истории человечества экономика рас­сматривается как наука и почему?

2. В чем принципиальное различие между взглядами мер­кантилистов и физиократов?

3. Кратко охарактеризуйте основные направления фунда­ментальных исследований А. Смита и Д. Риккардо.

4. Дайте сравнительную характеристику концепциям маржинализма, неоклассиков и институционализма.

5. Насколько схожи и различны концепции кейнсианства и неолиберализма?

Задание 2

1. Дайте определение предмету экономической теории.

2. В чем принципиальное различие между микро- и макро­экономикой?

3. Выделите общефилософские и специфические методы познания экономической теории.

4. Перечислите функции экономической теории.

5. В чем различие между нормативной и позитивной эко­номикой?

Задание 3

Определите потребности по категориям

Вода, воздух, отдых, пища, семья, картина, автомобиль, книга, уважение, музыка, музей, друзья, жилье, лицей, рыбалка.

Задание 4

Какие функции выполняет экономика?

Перечислите методы экономики?

Тесты для закрепления учебного материала

1. Структурные части, на которые распадается экономи­ческая теория, как базовая экономическая наука:

А. Финансы и кредит, бухгалтерский учет и аудит, соци­ально-экономическая статистика

В. Экономическая история, экономическая социология, экономическая психология

С. Экономическая кибернетика, эконометрика, экономи­ко-математические методы

Д. Микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика

Е. История экономических учений, государственное регу­лирование экономики, экономическая политика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: