Конфликт среднего масштаба (средней интенсивности)
|
Неограниченные военные конфликты
|
Ограниченные военные конфликты
|
Крупномасштабный конфликт (конфликт высокой интенсивности)
|
Война мировая-военный конфликт между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, распростра-няющийся на весь мир или охватывающий значительную его часть и затрагивающий интересы большей части мирового сообщества
|
Конфликт малого масштаба (низкой интенсивности)
|
ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ -любое столкновение (противоборство) как форма разрешения противоречий между конфликтующими сторонами с применением военной силы для достижения определенных целей (экономических,политических,национальных,этнических,социальных,религиозных и др.)
Вооруженный конфликт -является одной из форм разрешения военного конфликта. Его основанное содержание определяется боевыми действами и вооруженными столкновениями небольшого масштаба (низкой интенсивности) с применением регулярных сил или не- регулярных вооруженных формирований
|
Война региональная -военный конфликт с участием некоторых государств (коалиции государств), ограниченный пределами региона, затрагивающий интересы большинства расположенных в нем стран, и в котором военные действия ведутся на двух или более разрозненных фронтах
|
Война локальная- ограниченный по политическим целям и размаху военный конфликт между двумя или несколькими государствами, затрагивающий преимущественно интересы этих государств (природные, территориальные, экономические, политические и др.)
|
КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
|
10.7. Современная классификация возможных военных конфликтов
1..Классификация осуществляется исходя из приоритета национальных интересов России и правовых норм.
2. Цель классификации:
Определить отношения политического и военного руководства к возможному конфликту и конфликтующим сторонам:
· по способам предотвращения (пересечения) конфликтов;
· о масштабах, формах и способах участия в них своего государства и вооруженных сил (при необходимости);
·
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
|
по подготовке страны и вооруженных сил к возможным военным конфликтам
По отношению к национальным интересам
|
· Соответствует национальным интересам,
· Противоречит национальным интересам
|
· Политические,
· Экономические,
· Территориальные,
· Религиозные,
· Национально-этнические и др.
|
ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ
|
СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ
|
ПО СПОСОБАМ ВЕДЕНИЯ ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ
|
· НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ,
· ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ
|
· ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВ-НОСТИ,
· СРЕДНЕЙ ИНТЕНСИВНОСТИ
· НИЗКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ
|
· ЯДЕРНАЯ,
· С ПРИМЕНЕНИЕМ ОБЫЧНЫХ СРЕДСТВ ВООРУЖЕНИЯ
·
|
· ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
· ЛОКАЛЬНЫЕ
· МИРОВЫЕ
|
· КОАЛИЦИОННЫЕ
· ДВУСТОРОННИЕ
|
По социально-политическому составу
|
· МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ,
· МЕЖКОАЛИЦИОННЫЕ,
· ГРАЖДАНСКИЕ
|
По характеру политических целей
|
· ЗАХВАТНИЧЕСКИЕ,
· ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЕ,
· НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА
|
Систематическое избирательное поражение важнейших объектов военного, военно-экономического потенциалов, вывод из строя систем обеспечения жизнедеятельности населения на всей территории противника для принуждения его к капитуляции
|
Массированное применение нападающей стороной дистанционно пилотируемых и роботизированных летальных аппаратов, дальнобойного высокоточного оружия (преимущественно воздушного и морского базирования), особенно на этапе завоевания господства в информационной и воздушно-космической сферах
|
Подавляющее военно-техническое и информационное превосходство нападающей стороны, сводящее на нет ее риск понести ощутимые людские и материальные потери от возможных ответных действий противника до приемлемого для себя минимума
|
10.8. «БЕСКОНТАКТНЫЕ ВОЙНЫ»
Цели «бесконтактных» войн
|
Подавление государственного управления и управления вооруженными силами противника
|
Завоевание господства (превосходства) во всех сферах вооруженной борьбы
|
Вывод из строя или нанесение ущерба экономически важным объектам
|
Подрыв морального духа войск и нанесения противника
|
Характерные черты «бесконтактных» войн
|
Субъекты и их деятельность
|
Механизм возникновения войны
|
10.9. Общая характеристика механизма возникновения войны
Источник военной опасности
|
С точки зрения основных процессов
|
С точки зрения основных элементов
|
Вооруженный конфликт (инцидент, акция, провокация)
|
Выявление источников военной опасности
|
10.10. Методологические подходы к оценке источников военной опасности.
Классификация и оценка интересов России
|
1. Выбор показателей.
· Сфера воздействия.
· Степень устойчивости.
· Степень важности.
2. Отбор жизненно важных интересов:
· Влияние на выживаемость России как суверенного государства.
· Соответствие правовым нормам
|
Оценка источника характера военной опасности
|
· Противоречия в жизненно важных интересах.
· Противоречия в других интересах
|
Разре-шаются мирными средства-ми
|
Не разрешается мирными средствами
|
Оценка степени и масштабов военной опасности
|
“Векторы” политических целей военной деятельности государства-соперника не направлены против России, но его мощь сопоставима с мощью РФ
|
“Векторы” политических целей и военной деятельности государства-соперника совпадают и направлены против России
|
Потенциальная военная опасность
|
Непосредственная военная угроза
|
Определение масштабов военной опасности
|
Показатели:
· состав группировок вооруженных сил соперничающих государств;
· дислокация группировок вооруженных сил;
· возможность группировок вооруженных сил по воздействию на объекты России
|
Возможные варианты ответных действий
|
Общие факторы, определяющие возникновение военных конфликтов
|
Внутригосударственные условия
|
Обстановка, в которой протекают военные конфликты
|
При отсутствии стабильности
|
Сокращение общественного производства; общий кризис; усиление противоречий, напряженности в обществе
|
Стабилизация и постепенное наращиваниепроизводства; снижение напряженности и уменьшение противоречий
|
МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
Готовность армии и народа выдержать испытания. Характеризуется способностью государства обеспечить в создавшихся социально-политических условиях поддержание духовных сил общества
|
Падение духовных сил общества, его дальнейшее расслоение, появление новых групп недовольных; усиление экстремизма
|
Сохранение и восстановление духовных сил общества; единение сил общества вокруг государственных институтов; снижение экстремизма
|
ВОЕННЫЕ
Возможность государства содержать и совершенствовать ВС. Характеризуется военной мощью государства и духовными силами общества
|
Завершение реорганизации ВС, повышение боевой готовности армии; ограничение действий миротворческих сил; повышение доверия народа к армии
|
Переоснащение армии новейшей военной техникой и вооружением, повышение ее боевой и мобилизационной готовности; подъем престижа службы в армии, снижение напряженности в армии
|
НАУЧНЫЕ
Способность и готовность науки решать текущие и перспективные задачи, стоящие перед обществом. Характеризуются теоретико-познавательным уровнем и ее социальной зрелостью, организационной готовностью к решению задач
|
Сохранение научного потенциала, способность решать текущие и перспективные проблемы; повышение доверия к науке, ее роли во всех сферах жизни
|
Расширение научной деятельности во всех сферах; перспективные проработки в интересах общества; подъем престижа научной деятельности и науки в целом
|
СОЦИАЛЬНЫЕ
Отношения людей (групп, партий, движений) в обществе. Характеризуется степенью напряженности в обществе. Могут влиять на возникновение внутренних военных конфликтов
|
Дальнейшее расслоение общества, усиление экстремизма, террора, рост влияния диктатуры; повышение социальной напряженности в обществе
|
Стабилизация расслоения общества, снижение роли экстремистских и фашистских сил; стабилизация социального напряжения в обществе и единение
|
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Возможность государства обеспечить материальные потребности жизни и развития общества, а также производить все необходимое для войны.Характеризуется общим объемом производства и тенденцией его развития (снижения)
|
10.11.Факторы и условия, определяющие возникновения военных конфликтов
Факторы и условия, определяющие возникновение военных конфликтов (окончпние)
Требования, из которых следует исходить
|
В интересах государства
| В интересах международного сообщества
|
При отсутствии стабильности
| При стабильности
| При отсутствии стабильности
| При стабильности
|
Все силы на стабилизацию обстановки, вплоть до чрезвычайных мер; снижение напряженности в обществе
| Наращивание усилий на подъем производства; дальнейшее снижение напряженности в обществе
| Восстановление экономического паритета и недопущение его нарушения; единение сил общества вокруг государственных инсти-тутов
| Дальнейшее развитие экономики на базе новейших технологий
|
Госпрограмма единения общества; борьба с коррупцией и преступностью; стабилизация духовных сил общества
| Наступление на коррупцию, преступность, демонстрация действенности государственных органов; повышение духовных сил общества и его единение; совершенствование демократических основ правового государства
| Создание правового государства; завоевание доверия к российскому обществу
| Расширение демократии на правовой основе и международном праве
|
Создание армии, способной выполнить поставленные задачи; снижение напряженности внутри государства
| Создание армии, способной выполнить все стоящие перед ней задачи; снижение напряженности на внешних границах и внутри государства
| Создание армии, способной не допустить или локализовать военные конфликты низкой и средней интенсивности
| Создание армии, способной не допустить конфликтов низкой и средней интенсивности и быть готовой к их предот-вращению
|
Расширение научных проработок в сфере рыночных отношений на базе новейших технологий; стабилизация научной деятельности во всех сферах
| Создание научных основ перехода к рынку на базе новейших технологий; подъем роли науки во всех сферах ее действия.
| Недопущение утечки научного потенциала, связанного с новейшими технологиями, особенно владеющего информацией об оружии
| Расширение научных коллективов с целью гуманизации отношений и развития новых техноло-гий
|
Стабилизация расслоения общества, стабилизация и снижение социальной напряженности
| Примирение расслоенного общества на базе повышения жизненного уровня; снижение социальной напряженности
| Вступление в мировое сообщество; создание российского общества с меньшей социальной напряжен-ностью
| Вступление в мировое сообщество социально-единого российского общества
|
Возможные условия развязывания войны
|
10.12. Возможные условия развязывания войны и ее периодизация
Крупномасштабная война с применением обычных средств поражения
|
Угрожаемый (конфронтационный) период
|
Последующий период (один или несколько)
|
Время, непосредственно предшествующее началу войны, характеризующее-ся крайним обострением международной обстано-вки и противоречиями между вероятными противниками
|
Период, в течение которого воюющие страны ведут военные действия группировками ВС, развернутыми до начала войны для достижения ближайших стратегических целей или создания благоприятных условий вступления в войну главных сил и последующих военных действий
|
Период, в течение которого выполняются очередные военно-политические и стратегические задачи, развертываются и вводятся оперативные и стратеги-ческие резервы
|
Время, в течение которого
должна быть подорвана способность главного противника и его оставшихся союзников к продолжению войны и достигаются ее конечные военно-политические и стратегические цели
|
После постепенного обострения военно-политической и стратегической обстановки
|
После резкого обострения военно-политической и стратегической
обстановки
|
Постепенное втягивание РФ в конфликты, развязанные в соседних с ней странах и регионах
|
Наличие угрожаемого периода
|
Внезапное нападение агрессора
|
Наличие угрожаемого периода
|
Периодизация военных конфликтов и характер военных действий
|
Экономические последствия войны
|
Для мирового хозяйства в целом
|
10.13. Экономические последствия войны
Изменение расстановки сил на мировой арене по экономической помощи
|
Социально-политические последствия войны
|
Политико-юридические результаты
|
10.14. Социально-политические последствия войны
Уничтожение
растительности и
животных
|
Преднамеренные (планируемые)
|
Экологические последствия войны
|
10.15. Экологические последствия войны
Пересмотр военной доктрины
|
Изменение военно-политических взглядов
|
Изменения в строительстве вооруженных сил
|
Изменения военно-технической политики
|
Последствия войны для военной организации общества
|
10.16. Последствия войны для военной организации общества
Гуманитарные последствия войны
|
Ближайшие (текущие и итоговые)
|
10.17. Гуманитарные последствия войны
Изменения в социальной психологии
|
Изменение половозрастной структуры населения
|
Пропаганда военных проблем
|
Измерение войны и мира в гражданском обществе
|
Осмысление войны и мира гражданским человеком
|
Военный человек в гражданском обществе как субъект и объект войны и мира
|
Человек в системе воинских отношений
|
Противоположная направленность воина в войне и мире
|
Воин в системе “человек – военная техника”
|
Антигуманный аспект войны и образ жизни человека
|
Гуманный аспект войны и мира
|
Человек как объект и субъект войны
|
Человек как объект и субъект мира
|
Жизнь и смерть человека в условиях мира и войны
|
Осмысление войны и мира военным человеком
|
Измерение войны и мира в сфере воинской деятельности
|
10.18. Человеческое измерение войны и мира
Информационно-психологические (идеологические):
• развертывание пропаганды о необходимости соблюдения международных договоров и соглашений;
• информационно-психологическое воздействие на государства с целью удержания их от оказания помощи странам, готовящим конфликт;
• осуществление идеологического, пропагандистского, психологического воздействий на конфликтующие стороны;
• информирование населения и войск (сил) о причинах и истинных целях конфликта;
• срыв психологических операций противника на международном уровне и внутри страны
|
Дипломатические:
-установление дипломатических контактов проведение переговоров по вопросам, вызвавшим напряженность во взаимоотношениях;
-принятие мер по укреплению доверия;
-организация (перенос, отмена) визитов политических лидеров, государственных делегаций;
-передача руководству государств, дипломатическим службам нот, требований меморандумов, разъяснений в связи с создавшейся ситуацией;
-сокращение численности персонала посольств, консульств и представительств;
-разрыв дипломатических отношений;
- использование мер народной дипломатии
|
Политические:
- встречи(официальные, неофициальные) глав государств и правительств, политических делегаций;
- переговоры и консультации по улучшению (поддержанию) межгосударственных отношений;
- проведение совещаний, конференций руководства военно-политических союзов по оценке угрозы и выработке рекомендаций по совместным действиям;
- объявление ультимативных требований государствам-агрессорам;
- активизация политической деятельности не вовлеченных в конфликт стран;
- использование международных институтов (ООН, ОБСЕ и др.) для принятия мер по отношению к государствам, дестабилизирующим международную обстановку
|
10.19. Перечень мер по разрешению военных конфликтов
Правовые:
требования (на официальном уровне) соблюдения норм международного права, положений договоров, соглашений;
• - подписание двусторонних и многосторонних договоров и соглашений;
• - использование юридических средств (переговоры, посредничество, примирение, судебное разбирательство, обращения к региональным органам и соглашениям);
- использование международных правовых институтов (таких, как Международный суд ООН и др.)
|
Экономические:
прекращение (расширение) внешних экономических связей, проведение переговоров по торгово-экономическим проблемам;
заключение (продолжение) долгосрочных договоров на взаимовыгодной основе;
прекращение переговоров о расширении торгово-экономического сотрудничества;
уменьшение (прекращение) кредитов, вкладов инвестиций, введение эмбарго на поставку сырьевых энергоносителей;
осуществление блокады воздушных, наземных и морских границ;
полный или частичный разрыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных и др. средств сообщений
|
Военные:
- перевод регулярных ВС на штаты военного времени;
- перевод резерва на военное положение;
- формирование новых частей и соединений;
- перебазирование и рассредоточение сил и средств ВВС;
- перебазирование и рассредоточение сил средств флота;
- частичное оперативное развертывание частей и соединений, расположенных на значительном удалении от районов оперативного назначения;
- выход войск из пунктов постоянной дислокации и развертывание войск прикрытия вдоль государственной границы;
- повышение боеготовности войск (сил);
- перевод войск (сил) в высшие степени боевой готовности;
- контроль над судоходством;
- организация сбора разведданных в приграничных районах
|