Оглавление
Введение…………………………..
1. Общие положение………………………….
2. Методические указания по структуре, оформлению расчетно-
пояснительной записки и графической части проекта……………………
2.1. Структура расчетно-пояснительной записки ……………………….......
2.2. Требования к оформлению расчетно-пояснительной записки………...
2.3. Требования к содержанию и оформлению графической части
проекта …………………………………………………………………………....
3. Технологический расчет и планировка СТО…..
3.1. Обоснование спроса на услуги автосервиса в районе
проектируемой СТО………………………………………………………………
3.2. Технологический расчет СТО …………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………………
Приложение………………………………………………….
Введение
Российский парк автомобильной техники по состоянию на 1 января 2009 года без учета прицепов и полуприцепов насчитывал немногим более 41,2 миллиона транспортных средств, подавляющее большинство которых (88%) находится в собственности физических лиц. Основу парка, безусловно, составляют легковые автомобили: их численность по итогам прошлого года превысила отметку в 32 миллиона единиц. Число зарегистрированных легковых иномарок вплотную приблизилось к отметке в 11 миллионов единиц, из которых на машины российской сборки пришлось пока всего лишь 10%. Подавляющее большинство легковых машин находится в собственности физических лиц – их доля достигает 95%.
|
|
Эти автомобили являются важным сектором автотранспортного комплекса страны. Поддержание этого парка в работоспособном и технически исправном состоянии осуществляется сервисной системой, в состав которой входят специализированные и универсальные станции технического обслуживания (СТО), авторемонтные мастерские (АРМ), комплексные автозаправочные станции (КАЗС), выполняющие кроме заправки моечные, уборочные и другие, главным образом мелкие работы по ТО и ремонту, гаражи и стоянки, кемпинги, на территории которых также могут выполняться некоторые виды работ.
За последние годы существенно выросла потребность в специалистах для сервисной системы. Именно этими обстоятельствами вызвана подготовка бакалавров по направлению 190600.62 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов", образовательным стандартом и учебным планом которого предусмотрена дисциплина "Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса" и курсовое проектирование по ней.
Особенности курсового проектирования состоят в том, что существенно расширяются и конкретизируются так называемые предпроектные исследования, связанные с маркетинговым анализом и определением предполагаемого объема сервисных услуг, которые могут возникнуть в определенном регионе и должны быть освоены существующей и создаваемой сетью сервисных предприятий.
|
|
Общая логика курсового проектирования сводится к следующему.
1) В регионе в исходный момент времени (t0) имеется определенный автомобильный парк (1, рисунок 1), который диктует, исходя из его конструкции, технического состояния, возраста, условий эксплуатации и других факторов, определенный объем (потребность) в услугах по техническому обслуживанию, ремонту (2) и др. видам работ.
2) Эта потребность частично (или полностью) покрывается существующей сетью сервисных предприятий (3). Причем часть автомобилей или определенная номенклатура услуг может обслуживаться или выполняться в других регионах или силами самих владельцев.
3) Данная ситуация не является стабильной: в перспективе растет парк (А) и необходимый объем услуг (Б); увеличиваются мощности (за счет расширения, реконструкции, технического перевооружения) существовавшей в исходный момент сети предприятий (В).
Краткосрочный прогноз |
Существующее состояние |
Среднесрочный
Прогноз
Рисунок 1. Схема прогноза изменения размера парка, необходимого и фактического объемов услуг сервисной системы региона:
А – прогноз изменения размера парка;
Б – прогноз изменения необходимого объема сервисных услуг в регионе;
В – прогноз изменения фактического объема сервисных услуг в регионе;
to – исходный момент времени;
t1 – окончание периода краткосрочного прогноза;
t2–окончание периода среднесрочного прогноза.
4) Очевидно, для того чтобы решить, нужно ли в данном регионе ставить сам вопрос о строительстве или реконструкции и вводе в эксплуатацию сервисного предприятия, следует оценить предполагаемый разрыв (Δ) к моменту времени (t1) между необходимым объемом услуг (5) и тем, который может обеспечить существовавшая сеть сервисных предприятий при ее модернизации (6).
5) Сложность данной задачи при реальной ее постановке и решении состоит в прогнозировании потенциальных потребностей и фактических возможностей существующей сети сервисных предприятий, которые функционируют под влиянием многих переменных факторов и не апроксимируются линейными зависимостями или "от достигнутого".
6) В процессе проектирования эти реально существующие на практике проблемы решаются следующим образом. Размер парка в регионе (А) прогнозируется с использованием логистической зависимости и с учетом динамики его развития в прошлом, состояния в настоящем и показателей насыщения автомобилями населения в будущем.
Размер необходимого объема услуг (Б) прогнозируется на основании роста размера парка, изменений интенсивности и условий эксплуатации, технического уровня парка, доли потенциальных услуг, удовлетворяемых существующей сетью сервисных предприятий региона.
Потенциальная возможность существующей сети сервисных предприятий региона (6) может оцениваться экспертно или детальной проработкой возможностей роста пропускной способности действующих предприятий (расширение, многосменная работа, механизация, квалификация персонала и т.д.).
Размер лага t'Л = t1 - t0 при оценке прогнозируемых показателей (объемов услуг) определяется продолжительностью создания и согласования проектно-разрешительной документации, строительством и вводом в действие нового предприятия, т.е. 2-3 годами.
Величина лага t''Л = t2 - t0 при прогнозировании размера парка для получения более устойчивых результатов должна составлять не менее 5-7 лет.
7) Технологический расчет при курсовом проектировании проводится на основе действующих норм технологического проектирования, которые могут быть уточнены при выдаче задания.
|
|
При проектировании действующие нормативы могут уточняться с учетом изменения конструкции и надежности автомобилей, изменения уровня (технологии, механизации, управления, квалификации персонала и т.д.) самих сервисных предприятий и временного лага.
Общие положения
Курсовое проектирование имеет своей целью закрепление знаний по дисциплинам «Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса», «Системы технологии и организации услуг в автосервисе» полученных на лекциях и практических занятиях.
Курсовое проектирование направлено на развитие у студентов навыков самостоятельной работы и формирование творческого подхода к решению задачи технико-экономического обоснования и технологического проектирования станций технического обслуживания (СТО) автомобилей.
Темами курсовых проектов (КП) являются СТО, различные по типам и количеству обслуживаемых легковых автомобилей.
КП состоит из расчетно-пояснительной записки на 30-35 стр. и 2-х чертежей формата А1.
Содержание пояснительной записки:
• обоснование спроса на услуги автосервиса в районе проектируемой СТО;
• технологический расчет СТО;
• планировка помещений СТО;
Содержание графической части:
• результаты обоснования спроса на услуги автосервиса и типа проектируемой СТО в виде плаката, на котором приводятся основные исходные данные, показатели, характеризующие текущую и прогнозную потребность в услугах автосервиса, прогноз спроса для проектируемой СТО и другие данные – 1 лист;
• планировка помещений СТО с расстановкой технологического оборудования – 1 лист.
При разработке планировочного решения СТО производится проработка 2-3-х вариантов размещения помещений станции обслуживания, анализ альтернативных решений и обоснование принятого варианта.
КП выполняется в соответствии с заданием и графиком работы, выданными руководителем проекта.
|
|
Методические указания по структуре, оформлению расчетно-пояснительной записки и графической части проекта