Структура курсовой работы в области психологии

Проведение исследований в области психологии, в частности выполнение курсовых работ студентами ВУЗов – сложный процесс научно-познавательной деятельности, направленный на выявление, проверку и применение на практике новых способов, средств и приемов развития личности. Это долгий и трудный путь творческих изысканий, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, на каждом из которых решаются свои специфические задачи.

Обычно исследование состоит из трех основных этапов:

§ первый этап связан с выбором темы, исходя из которой, выстраивается методологический аппарат работы - обозначается цель, определяются объект и предмет, выдвигается гипотеза, формулируются задачи, уточняются методы исследования.

§ второй этап предполагает непосредственное проведение исследования, в ходе которого осуществляется проверка гипотезы, уточняются полученные данные, формулируются предварительные и обосновываются заключительные выводы, разрабатываются практические рекомендации.

§ третий этап включает в себя внедрение результатов экспериментального исследования в практику и оформление работы в соответствии с требованиями.

В структуру курсовой работы входят:

§ введение;

§ основная часть;

§ заключение;

§ список литературы;

§ приложения.

Во введении раскрывается актуальность проблемы исследования; формулируются его цель, объект, предмет, гипотеза, задачи;описываются методы;указывается экспериментальная база и структура работы.

Под актуальностью понимается проблема исследования – «мост» от известного к неизвестному; конкретное «знание о незнании»; сопоставление известного и того, что предстоит открыть, доказать. Актуальность проблемы не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения практики и научной литературы, отражает противоречие процесса познания на его исторически определенном этапе. Заключенное в проблеме противоречие должно найти отражение в теме, формулировка которой одновременно фиксирует рамки проблемы.

«Актуальность» курсовой работы определяется значимостью, новизной, наличием нерешенных проблем, перспективностью темы исследования. Обоснование актуальности работы требует изучения объективной потребности в обновлении и учета реальных условий и возможностей; анализа степени разработанности конкретной темы и сопряженных с ней тем в психолого-педагогической литературе.

Для возрастной и педагогической психологии, на сегодняшний день, актуальными являются проблемы связанные с гуманизацией и демократизацией образования; учетом индивидуальных особенностей и реализацией возможностей каждого школьника; формированием воспитывающей среды в школе и микрорайоне и т.д.

Цель исследования – это модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. Другими словами, это обоснованное представление об общих результатах поиска. Цель формулируется кратко и предельно четко в смысловом отношении, выражая то основное, что намеривается сделать исследователь.

Особенности курсовых работ по дисциплинам «Возрастная психология» и «Педагогическая психология» обусловлены как тематикой, так и спецификой объекта и предмета исследования.

Объект исследования – это носитель проблемной ситуации, конкретная сфера деятельности субъекта, включенная в процесс научного познания. Под объектом понимается определенная совокупность свойств, связей и отношений, которая существует объективно в теории и на практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

В возрастной и педагогической психологии объектом исследования выступают психологические феномены личности и деятельности субъектов образовательного пространства.

Предмет исследования – это наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования. Предметом является определенный аспект изучения объекта, своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны и связи изучаемого. Предмет исследования более конкретен по своему содержанию, поскольку он включает в себя только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в конкретной работе, устанавливают границы научного поиска, являются для этого исследования наиболее существенными. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. В качестве предмета чаще всего выделяют целевой, содержательный, операционный (технологический), личностно-мотивационный и организационный аспекты. Предмет исследования формулируется самим исследователем на объективной основе при опоре на определенные исходные положения, на приблизительную гипотетическую концепцию изучаемого.

Предметом возрастной и педагогической психологии является возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути в ходе освоения социокультурного опыта в образовательном процессе.

Гипотеза исследования это научное предположение о структуре объектов, характере и сущности связей между ними, факторах, обусловливающих эти связи. Гипотеза является главным методологическим инструмент, организующим весь процесс исследования и подчиняющим его внутренней логике. В гипотезе содержится предположение, предвидение хода и результата исследования.

Гипотезы бывают описательные, предполагающие существование какого-либо явления и объяснительные, вскрывающие его причины; редко – описательно- объяснительные. Гипотеза не должна состоять из большого количества; должна соответствовать фактам, быть проверяемой и применимой к широкому кругу явлений; логически простой и стилистически верно оформленной; в нее нельзя включать понятия и категории неясные исследователю.

Задачи исследования это конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы, средство реализации цели, носят инструментальный характер, указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью процедур исследования.Иначе говоря,задачиконкретизируют и развивают цель исследования, количество выдвигаемых задач обычно от 2-х до 4-х:

первая задача, как правило, связана с уточнением и методологическим обоснованием сущности изучаемого объекта;

вторая задача – с анализом реального состояния, динамики и внутренних противоречий развития предмета исследования (как правило, этот анализ требует экспериментальных исследований);

третья – со способами его преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки;

четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, то есть с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Методы исследования – это планомерный путь научного познания и установления истины. Под методом понимают способ деятельности, направленный на достижение определенной цели. Методы исследования определяются после формулирования гипотезы с учетом специфики поставленных задач, а не путем перечисления всех известных методов психологии.В наиболее общей и типичной форме можно выделить несколько основных этапов исследования, на каждом из которых применяются своеобразные сочетания научных методов:

поисково-теоретический этап предполагает использование организационных методов – методов сбора и систематизации информации об объекте и предмете исследования;

опытно-экспериментальный – эмпирических методов (экспериментальных и психодиагностических);

заключительно-обобщающий – методов обработки данных (количественных и качественных) и интерпретационных методов.

При описании экспериментальной базы исследования указывается контингент, т.е. выборка испытуемых, участвующих в эксперименте, с указанием возрастного периода и уточнением возраста. Также указывается учреждение, на базе которого проводилась экспериментальная часть исследования.

В разделе «Структура курсовой работы» указываются основные части работы и их объем, наличие иллюстрационного материала.

Объем введения составляет 3-4 страницы. Образец написания введения представлен в приложении.

Основная часть курсовой работы включает в себя теоретическую и практическую (экспериментальную) главы исследования, каждая из которых состоит из нескольких параграфов, соразмерных друг другу по структурному делению и объему. Название глав и параграфов должно соответствовать названию темы и не выходить за ее рамки, а содержание параграфов должно исчерпывать тему. В конце каждого параграфа дается краткое резюме или сжатые выводы.

Теоретическая глава включает анализ научно-методической литературы и других источников по проблеме исследования; изложение теоретических концепций (философских, социологических, психологических, педагогических, медицинских), составляющих теоретический базис исследования; анализ существующей практики и историю вопроса. По сути, она представляет теоретическое обоснование объекта и предмета исследования.

Практическая (экспериментальная) глава строится на описании организации эксперимента с указанием общей выборки респондентов, экспериментальной базы и сроков проведения исследования, на отображении используемых в ходе экспериментальной работы методов исследования и полученных результатов с их последующей систематизацией, анализом и интерпретацией.

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой соответствуют поставленным в исследовании задачам. Интерпретация результатов исследования должна быть направлена на раскрытие сущности исследуемого, то есть объяснение полученных данных на основе принятой в исследовании концепции (научной теории). В задачи интерпретации входит выявление объективного значения полученных результатов для теории и практики; степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании.

Курсовая работа должна быть написана научным языком. Это означает как соблюдение общих норм литературного языка и правил грамматики, так и учет особенностей научной речи: ее точности, однозначности терминологии, некоторых правил применения форм речи.

Научный язык отличается от языка публицистики. Поэтому научная работа не должна содержать пафосных и излишне эмоциональных суждений, жестких, категоричных оценок отдельных исследований, направлений и суждений авторов без предоставления соответствующих доказательств или, если оценка заимствована, без ссылок на цитируемые источники.

Научность означает проверяемость аргументов, фактов, данных, содержащихся в ней. Поэтому важна точность цитирования и добросовестность ссылок на литературу.

В современной научной литературе принята безличная манера изложения: «Можно считать, что…», «Следует принять во внимание…», «В эксперименте использовались…». Также в научных текстах употребляются местоимение «мы» и суждения типа «остановимся на…», «допустим, что...», «на наш взгляд…» и т.д.

Не допустимо при анализе научной литературы и интерпретации научных фактов употребление местоимения «я» и соответствующих ему форм («по-моему…», «проведенное мною…», «далее я рассмотрю…» и т.д.).

Основная часть, как правило, содержит иллюстрационный материал – таблицы, рисунки, графики, в которые включают обобщенные аналитические данные, наглядно дополняющие и подкрепляющие основной текст курсовой работы. Не следует загромождать основной текст табличным материалом «сырых» данных.

Полученные результаты полезно апробировать (публичные доклады, обсуждения, печатные работы – тезисы докладов и статьи).

Объем основной части 25-30 страниц.

Заключение содержит выводы (достигнута ли цель, нашла ли подтверждение гипотеза, успешно ли решены задачи); в нем обобщается и последовательно излагается то новое, что было получено в ходе экспериментального исследования; формулируются практические рекомендации; намечаются перспективы дальнейшей разработки проблемы.

Объем заключения 2-4 страницы. Образец написания заключения представлен в приложении.

Список литературы включает в себя только те источники, которые были проанализированы и нашли отражение в работе, а не были формально просмотрены. Литература оформляется в списке в алфавитном порядке (сначала на русском, затем на иностранном языках). Список литературы имеет порядковую нумерацию.

Приложения помещаются в конце работы. Каждое приложение имеет свое название, начинается с нового листа и располагается в порядке ссылки на него в тексте работы, нумеруется в правом верхнем углу вслед за словом «приложение». Приложение включает в себя рисунки, схемы, графики и таблицы «сырых» данных, а также диагностический материал (текст методик, опросные листы, бланки ответов).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: