· диалектическая связь химической структуры лекарственных веществ с их физико-химическими свойствами;
· выбор методов анализа компонентов лекарственных форм с учетом их взаимного влияния.
Развиваемые компетенции:
- способность и готовность к обеспечению деятельности по охране труда и технике безопасности (ПК-21);
- способность и готовность проводить анализ лекарственных средств с помощью химических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи РФ (ПК-35);
- способность и готовность интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств (ПК-36);
- способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48).
Объекты исследования
№ | Пропись | Литература |
ВОЗЬМИ: Р-ра нитрофурала 0,02% - 500 мл Дай. Обозначь: для полоскания горла | Беликов В.Г. (3), с. 344 | |
ВОЗЬМИ: Р-ра нитрофурала 0,02% -100 мл Натрия хлорида 0,9 Смешай. Дай. Обозначь: для промывания пораженных участков кожи. | Арзамасцев А.П. (1), с. 279 | |
ВОЗЬМИ: Бендазола гидрохлорида 0,03 Сахара 0,2 Смешай. Дай. Обозначь: по 1 порошку 3 раза в день после еды (ребенку 5 лет). | Арзамасцев А.П. (1), с. 348 Кулешова М.И., с. 76 | |
ВОЗЬМИ: Таблетки Бендазола гидрохлорида 0,02 Выдай таких доз № 10 Обозначь: по 1 таблетке 3 раза в день | Арзамасцев А.П. (1), с. 307 | |
ВОЗЬМИ: Р-ра Бендазола гидрохлорида 1 % - 5 мл Дай таких доз № 5 в ампулах. Обозначь: по 1 мл в/м | ФС | |
ВОЗЬМИ: Антипирина 1,0 Натрия бромида 2,0 Хлоралгидрата 2,0 Воды очищенной 100 мл Смешай. Дай. Обозначь | Кулешова М.И., с. 185 | |
ВОЗЬМИ: Таблетки метамизола - натрия 0,5 Дай таких доз № 10 Обозначь: по одной таблетке при болях | ФС | |
ВОЗЬМИ: Р-ра метамизола - натрия 50% - 1 мл Дай таких доз № 6 в ампулах Обозначь: по 1 мл в/мышечно при болях | ФС | |
ВОЗЬМИ: Фенилбутазона 0,1 Сахара 0,2 Смешай. Дай таких доз № 10 Обозначь: по 1 порошку | Арзамасцев А.П. (1), с. 349 | |
ВОЗЬМИ: Мази бутадионовой 5% - 20,0 Дай таких доз № 2 в тубах. Обозначь: наносить тонким слоем в область коленного сустава | ФС |
Вопросы для самоподготовки
|
|
1. Представить химическую структуру лекарственных веществ, входящих в
лекарственные формы.
2. Записать реакции подлинности для каждого лекарственного вещества.
3. Представить химизм возможных методов анализа компонентов лекарственной формы с учетом их взаимного влияния.
4. Какие требования предъявляются к качественному анализу лекарственных форм? Чем они отличаются от испытания подлинности индивидуальных лекарственных веществ?
|
|
5. Принципы выбора реакций подлинности на лекарственные вещества, входящих в состав лекарственных форм?
6. Какие требования предъявляются к количественному анализу лекарственных форм?
7. Возможности использования в количественном анализе физико-химических
методов - спектрофотометрии и фотоколориметрии?
8. Варианты расчета содержания препаратов в лекарственных формах фотометрическими методами?
9. Какие показатели качества для таблеток регламентирует общая статья ГФ "Таблетки"?
10. Какие нормативные требования предъявляет ГФ к ампулированным лекарственным формам?
11. Назовите основные НД по контролю качества лекарственных форм:
а) заводского производства,
б) аптечного производства.
12. Дайте характеристику видам внутриаптечного контроля лекарственных форм.
Практическая часть
1. Определиться с видами внутриаптечного контроля для предложенной лекарственной формы в соответствии с приказом МЗ РФ № 214 от 16.07.97.
2. Провести органолептический контроль.
3. Используя методики ГФ, ФС, рекомендации кафедры, установить подлинность
лекарственной формы с учетом взаимного влияния компонентов.
4. Провести количественное определение компонентов лекарственной формы с учетом присутствия других компонентов и вспомогательных веществ.
5. На основе полученных результатов и действующих НД, ОФС и частных ФС на лекарственные формы заводского изготовления, оценить качество исследуемой лекарственной формы.
6. Оформить протокол, представить преподавателю (смотрите приложение №1 и №2).