Все происходящее в стенах лечебного учреждения принимается персоналом как само собой разумеющееся, а пациенту же может показаться непонятным.
Нет ничего удивительного в том, что он ощущает состояние беспокойства и тревоги, которое некоторые исследователи рассматривают как реакцию на стресс. В настоящее время многие исследователи подтверждают, что большая часть мрачных предчувствий и тревог посещают больного из-за отсутствия общения и неизвестности (отсутствие информации о своем заболевании, прогнозе и т.п.)
Главная цель общения — предоставление пациенту фактической информации. Результаты научных исследований указывают, что такая информация уменьшит состояние беспокойства и пациенту потребуется меньше обезболивающих средств, у него будет меньше послеоперационных осложнений и выздоровление пойдет быстрее.
Недостаточность (или отсутствие) навыков общения у сестринского персонала приводит к негативным последствиям.
Следующая цель сестринского ухода — уменьшение чувства тревоги и обеспокоенности у родственников пациента.
|
|
Обучение и советы пациентам и их родственникам предполагают изменение их поведения как во время стрессовых ситуаций, так и при повседневном общении. Выявляя проблемы, сестра совместно с пациентом должна поставить реалистические цели:
ü не допускать превращения потенциальных проблем в действительные;
ü смягчить или найти решение действительных проблем;
ü помочь справиться с проблемами, из которых невозможно найти выход.
Как уже говорилось, цель должна быть измеряема и наблюдаема.
Так, для человека, плохо запоминающего события, цель может быть сформулирована: «сохранение на оптимальном уровне независимости пациента в домашних условиях». Для ее достижения надо научить членов его семьи эффективно общаться с ним, рассказать, как использовать его память и знакомые ориентиры в той или иной ситуации.
Для пациента с серьезными нарушениями речи, полученными в результате травмы, одна из целей — «добиться эффективного общения». Для этого сестре также необходимо установить тесный контакт с семьей пациента, определить его потенциальные возможности в общении.
IV. CЕСТРИНСКИЙ УХОД
Бернард (1991) рекомендует всем сестрам научиться пользоваться «минимальными» навыками общения и приводит рекомендации для выработки этих навыков.