Институт заочного обучения
Институт государственного и муниципального управления
Кафедра теории организации и управления
У т в е р ж д е н о
первым проректором ГУУ
проф. Ю.Л. Старостиным
14 февраля 2003 г.
ПРОГРАММА, методические указания
И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
По учебной дисциплине
«Организационное поведение»
для студентов заочной формы обучения для всех специальностей,
кроме «Управления персоналом» и «УБС»
Москва – 2003
УДК 658.012:316(073+072)
6Н1
Программа, методические указания и контрольные задания по учебной дисциплине «Организационное поведение» / Сост. В.Л. Доблаев; ГУУ. – М., 2003. – 20 с.
Составитель
доктор социологических наук, профессор
В.Л. ДОБЛАЕВ
Ответственный редактор
заведующий кафедрой теории организации и управления,
доктор экономических наук, профессор
Г.Р. ЛАТФУЛЛИН
Обсуждено
на заседании кафедры теории организации и управления
10 января 2003 г.
Обсуждено и одобрено
на заседании методического совета
Института государственного и муниципального управления ГУУ
14 января 2003 г.
© В.Л. Доблаев, 2003
© ГОУВПО Государственный университет управления, 2003
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Предмет. Организационное поведение – это дисциплина, изучающая поведение индивидов и групп в организациях для разработки наиболее эффективных методов управления и избежания организационных дисфункций, связанных с «человеческим фактором».
Основные цели и задачи, стоящие перед организационным поведением сводятся к выработке:
· методов объяснения и способов предвидения поведения людей в организации;
· техники аналитического и эмпирического исследования поведения людей в организации;
· навыков управления поведением подчиненных и своим собственным;
· психологической культуры и организационного мышления: целостного и многоаспектного знания о поведенческой стороне деятельности организации, субъектами которой выступают люди организации с их формальными и неформальными статусами.
Необходимость такого рода знаний и навыков определяется одной из главных черт современного менеджмента – повышенным вниманием к человеческим ресурсам и широким признанием значения психологической культуры в достижении эффективности организационных процессов. Представление об этом дают многочисленные роли, которые выполняет линейный менеджер.
Организационное поведение и другие дисциплины. Теоретически и методически дисциплина «Организационное поведение»связана с такими дисциплинами, как «Теория организации», «Теория управления», «Основы менеджмента», «Управление персоналом», «Маркетинг», «Организационная психология» «Организационная социология», «Конфликтология» и др. Знания, полученные при изучении дисциплины «Организационное поведение», будут в дальнейшем использованы студентами при освоении соответствующих курсов и выполнении дипломных работ.
Концепция. Организационное поведение рассматривается как многомерный объект исследования (имеющий три измерения: «микро-, мезо- и макроизмерения»). Развитие такого подхода позволяет сблизить разнообразные подходы к поведению в организациях, которые проводятся в рамках различных научных дисциплин. Кроме того, концептуальное единство устраняет многие трудности, которые связаны с пониманием и обучением и способствует формированию у студентов целостного, многоаспектного видения поведения людей в организации глазами предпринимателя, руководителя организации, менеджера, исследователя организации, исполнителя, конкурента, чиновника государственного учреждения и др.
Ожидаемые результаты.
· Освоение студентами современных методов управления человеческими ресурсами.
· Приобретение студентами опыта самостоятельного исследования (аналитического и эмпирического) организационных аспектов поведения персонала в организациях различного профиля.
· Выработка знания и навыков использования неформальных (личностных и групповых) отношений и стимулов в сочетании с формальными средствами управления.
· Формирование целостного представления об организационных процессах и поведении людей в организации на всех ее уровнях.
· Формирование организационного мышления и приобщение к корпоративной культуре.
· Систематизация знаний, полученных студентами на других, смежных с теорией организации, учебных курсах.
Программа рассчитана на большой объем самостоятельной работы и имеет следующую структуру:
- схема распределения часов по видам учебных занятий и темам;
- список основной и дополнительной литературы;
- собственно программа с указанием номера по списку основной литературы, страниц, дополнительной литературы с указанием номера, а также с вопросами для самоконтроля после каждой темы программы;
- общие требования к оформлению письменных работ с методическими указаниями;
- список вспомогательной методической литературы для проведения самостоятельных исследований;
- темы контрольных заданий с указанием номера по списку вспомогательной методической литературы;
- краткий терминологический словарь – глоссарий.
Содержание программы курса представлено в водной части, 5 разделах и 19 темах.
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ТЕМАМ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
Разделы и темы программы учебной дисциплины | Сроки обучения | ||||||||||||||||||
3 года | 4 года | 6 лет | |||||||||||||||||
самост. занятия | лекции | консультации | самост. занятия | лекции | консультации | самост. занятия | лекции | консультации | |||||||||||
Введение | |||||||||||||||||||
Тема 1. Организационное поведение и менеджмент | |||||||||||||||||||
Тема 2. Организационные структуры, процессы, поведение и эффективность организации | |||||||||||||||||||
Раздел I. Психосоциальные основы организационного поведения | |||||||||||||||||||
Тема 3. Личность, поведение и организация | |||||||||||||||||||
Тема 4. Восприятия, ценности и аттитюды личности | |||||||||||||||||||
Тема 5. Индивидуальные потребности и мотивация | |||||||||||||||||||
Тема 6. Группы в организации | |||||||||||||||||||
Тема 7. Лидерство в группе | |||||||||||||||||||
Тема 8. Конфликты, стрессы, межгрупповое взаимодействие | |||||||||||||||||||
Раздел II. Формальные основы организационного поведения | |||||||||||||||||||
Тема 9. Формальные отношения и поведение в организации. | |||||||||||||||||||
Тема 10. Формальная структура организации и поведение. | |||||||||||||||||||
Тема 11. Бюрократия и поведение. | |||||||||||||||||||
Тема 12. Девиантность организационного поведения | |||||||||||||||||||
Раздел III. Организационное проектирование | |||||||||||||||||||
Тема 13.Проектирование организации и организационное поведение. | |||||||||||||||||||
Тема 14. Дизайн работы и рабочих мест | |||||||||||||||||||
Тема 15. Норма управляемости | |||||||||||||||||||
Раздел IV. Организационное поведение и организационные процессы | |||||||||||||||||||
Тема 16. Власть и коммуникация в организации | |||||||||||||||||||
Тема 17. Организационное поведение и организационная социализация. | |||||||||||||||||||
Раздел V. Организационное поведение и внешняя среда | |||||||||||||||||||
Тема 18. Среда организации, внутриорганизационные процессы и поведение | |||||||||||||||||||
Тема 19. Организационное поведение в условиях изменений в организации | |||||||||||||||||||
Количество часов самостоятельной работы | |||||||||||||||||||
Аудиторные занятия (лекции, консультации) | |||||||||||||||||||
Всего часов на освоение учебного материала | |||||||||||||||||||
Формы контроля: промежуточный – контрольное задание итоговый – зачет | |||||||||||||||||||
3. ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Доблаев В.Л. Организационное поведение. – М.: ТАНДЕМ, 2002.
2. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000.
3. Лютенс Фр. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 1999.
4. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. – СПб, 2000.
5. Организационное поведение в таблицах и схемах / Под науч. ред. д.э.н. Г.Р. Латфуллина, д.э.н. О.Н. Громовой). – М.: Айрис-Пресс, 2002.
6. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. – М.: Финансы и статистика, 1998.