Тема 3. Экономические системы и их эволюция. Формы и отношения собственности

Планы

Семинарских занятий

По дисциплине «экономики»

Тема 1. Введение в экономику

План семинарского занятия

1. Экономическая мысль Древней Греции.

2. Основные черты экономического учения меркантилизма.

3. Экономические взгляды физиократов.

4. Классическая школа политэкономии (У.Петти, А.Смит, Д. Рикардо, Ж-Б. Сей.)

5. Теория капитала К.Маркса.

6. Неоклассический синтез.

1. Теоретическое наследие Д.М. Кейнса.

2. Предмет экономической теории и её метод.

Рекомендуемая литература:

1. Политэкономия (история экономических учений, экономическая терория, мировая экономика):. Учебник для вузов / Под ред. Д.В. Валового. М.ЗАО «Бизнес школа «Интел- Синтез», 1999. Гл.1-5

2. Николаева И.П..Экономическая теория: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. «Экономика».- М.: КноРус, 2006. - гл.2-4

3. История экономических учений/ под ред. В.Автономова, О. Ананьева, Н. Мокашевой: Учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2008.- гл.1-5.

Вопросы для самоконтроля и проверки:

1) Оцените заслуги античных мыслителей в становлении экономической теории. Почему Аристотеля называют первым экономистом?

2) Что означает термин «экономикс» и кто первым его употребил? Откуда «пошла» политическая экономия?

3) В чем вы видите прогресс физиократов по сравнению с меркантилистами?

4) В чем состоит историческая ограниченность физиократов по сравнению с классической школой политической экономии?

5) Какие заслуги Адама Смита дают основание причислить его к трем величайшим экономистам мира?

6) Что имел в виду А. Смит, говоря о «невидимой руке»?

7) Каковы заслуги классической школы политической экономии?

8) Назовите заслуги К. Маркса, сделавшие его одним из трех величайших экономистов мира.

9) Почему, на ваш взгляд, марксистское экономическое учение получило широкую популярность в России?

10) В чем состоит маржиналистская революция в экономической науке? Каковы причины, приведшие к ней?

11) Почему А. Маршалла называют одним из наиболее выдающихся экономистов современности? В чем состоит его вклад в развитие экономической науки?

12) Каков, по мнению Джона Мейнарда Кейнса, предмет экономической теории? В чем его позиция отличается в этом вопросе от сторонников микроэкономического подхода? Охарактеризуйте основные положения его исследований, оцените вклад в развитие экономической науки.

Тема 2 Базовые экономические проблемы

План семинарского занятия

3. Безграничность человеческих потребностей и ограниченность (редкость) ресурсов для их удовлетворения.

4. Производственные ресурсы. Ограниченность ресурсов и необходимость их эффективного использования.

5. Экономические агенты и проблема осуществления ими экономического выбора.

6. Кривая производственных возможностей общества и ее свойства. Альтернативная стоимость благ. Закон возрастания вмененных издержек.

Рекомендуемая литература:

1. Гальперин В. М. Микроэкономика/ В. М. Гальперин [и др].- Учебник.- В 2-х томах. - С.-Пб. 1994. - Т. 1, гл. 1.

2. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель.-С.-Пб., 1992. -гл. 1.

3. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 6-е издание. – М.: ВЛАДОС,2001-гл.1-2.

4. Макконнелл, К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю - Пер с англ., в 2-х томах.: Уч. пособие, М.: Туран, 1996.- Т.1. гл. 2.

5. Фишер С. И Экономика./ С.И. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи - М.: Дело ЛТД,1993- гл. 1.

Вопросы для самоконтроля и проверки:

1) В чем, по вашему мнению, кроется причина разногласий экономистов на предмет экономической теории?

2) Какие методологические подходы к исследованию предмета использует экономическая теория, какие методы познания применяет?

3) Какова роль экономических законов и закономерностей в исследовании предмета экономики и для хозяйственной деятельности людей?

4) Что такое «потребности»? Какие группы потребностей вы можете назвать?

5) В чем суть закона возвышения потребностей?

6) Какие факторы наиболее ощутимо влияют на рост потребностей в современном обществе?

7) Что является источником удовлетворения потребностей общества?

8) Назовите основные классификации экономических благ.

9) Обладают ли, по вашему мнению, экономические блага такими свойствами, как взаимодополняемость и взаимозаменяемость. Если да, то это полные свойства или частичные?

10) Что такое экономические ресурсы?

11) В чем суть феноменов редкости и ограниченности ресурсов? Ограниченность ресурсов является абсолютной или относительной?

12) В чем состоит суть противоречия между неограниченным ростом потребностей общества и ограниченностью ресурсов? Как общество решает это противоречие?

13) Что такое экономический выбор? Как общество решает проблему экономического выбора?

14) Что такое альтернативная стоимость?

15) Что определяется графиком производственных возможностей? Какие ограничения он отражает? Принятию каких решений способствует?

16) Раскройте суть закона возрастания вмененных издержек?

Домашнее задание

1) Найдите и выпишите 10 определений экономики со ссылками на авторов и источники. Предложите свое определение экономики.

2) Перед Вами таблица производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:

Вид продукта Производственные альтернативы
  А В С Д Е
Автомобили (млн.)          
Ракеты-стингер(тыс.)          

Изобразите эти данные графически. Что показывают точки на кривой? Как отражается на кривой закон возрастающей альтернативной стоимости? Если экономика находится в точке С каковы будут издержки на производство дополнительного миллиона автомобилей, или дополнительной тысячи ракет? Обозначьте точку М внутри кривой. Что она показывает? Обозначьте точку Н вне кривой, что показывает эта точка? Что должно произойти прежде чем экономика достигнет точки Н. На каких допущениях основывается кривая производственных возможностей? Что происходит, если каждое из допущений оправдывается?

Тема 3. Экономические системы и их эволюция. Формы и отношения собственности

План семинарского занятия

1. Понятие экономические системы. Основные вопросы, решаемые функционированием экономической системы. Виды экономических систем.

2. Особенности экономики традиционных обществ.

3. Чистый капитализм: признаки и механизм реализации основных вопросов экономической системы. Модель кругооборота товарных и денежных потоков.

4. Командная (“социалистическая”) экономика: механизм решения основных вопросов экономической системы. Проблема эффективности и дефицита.

5. Недостатки (“провалы”) чистого капитализма и экономические функции государства. (Проблема спецификации прав собственности. Внешние эффекты (экстерналии). Трансакционные издержки. Проблема общественных товаров. Макроэкономическая нестабильность. Два подхода к корректировке недостатков свободного рынка).

6. Субъектно-объектные отношения собственности. Собственность как экономическая категория. Правоотношения собственности. Типы, виды и формы собственности в современной экономике.

7. Государственная, муниципальная и частная формы собственности в РФ: субъекты, объекты, функции, источники функционирования.

8. Реформирование отношений собственности в РФ: разгосударствление, особенности процесса приватизации.

Рекомендуемая литература

1. Курс экономической теории. Уч. пособие под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров, изд. “АСА”, 1995. - Гл. 2 - 5.

2. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.1.- Гл. 3, 5, 6, 7.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М., 1998. - Гл.2, 6 (п.2), 13.

4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: “Экономика”, “Дело”, 1992. - Гл. 17.

5. Маркс К. Предисловие к критике политической экономии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с. 5 - 9.

6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - Там же, т.20, отдел 3 (??) (Очерк теории).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: