Основные понятия: метод и методика, классификация
Содержание темы.
Классификация психодиагностических процедур. Подходы к классификации. Критерии (основания) классификации: по источникам данных (L-Q-T); по мере объективности (объективные – субъективные – проективные); по мере формализации (высокоформализованные – малоформализованные).
Методики высокого уровня формализации: тесты, опросники, проективные техники, психофизиологические методики. Малоформализованные методики: метод наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности.
Раздел 2. Основы психометрики
Тема 2.1.Тестовые нормы, их расчет и интерпретация.
Основные понятия: психометрика, стандартизация, статистическая норма, тестовые нормы.
Содержание темы.
Психометрика, ее основные задачи и понятия.
Тестовые нормы и их виды (качественные и количественные нормы, статистические и ипсативные). Статистические (внутригрупповые нормы) в психодиагностике. Процентили, их вычисление и интерпретация. Стандартизованные шкалы. Центрирование и получение наиболее известных стандартизованных шкал. Нормирование.
|
|
Репрезентативность тестовой шкалы. Область применения теста и тестовых норм.
Тема 2.2. Надежность психологических измерений
Основные понятия: надежность в психометрике, ошибка измерения, внутренняя согласованность
Содержание темы.
Теория надежности психологических измерений (Анастази, Гизелли, Гилфорд, Кронбах, Хаген, Клайн, Нуннали и др). Аксиома психометрики (по Я.Т.Лааку).
Ошибка измерения и ее особенности в психометрике. Понятие надежность в психометрике.
Пути повышения надежности в психодиагностике.
Виды надежности и их общая характеристика. Коэффициенты надежности психодиагностических шкал и их интерпретация.
Тема 2.3. Валидность диагностических методик
Основные понятия: валидность, критерий, виды валидности.
Содержание темы.
Понятие валидность в психометрике. Внутренняя (теоретическая) и внешняя (практическая) валидность. Общая характеристика основных видов валидности.
Соотношение валидности и надежности теста. Психометрическое неравенство.
Тема 2.4. Анализ заданий теста. Трудность и дискриминативность заданий и тестовых шкал
Основные понятия: анализ пунктов, разрешающая способность тестовой шкалы, трудность, дискриминативность
Содержание темы.
Анализ пунктов и оценка их разрешающей способности. Понятие о трудности задания теста и тестовых шкал. Дискриминативность заданий и тестовых шкал.
Раздел 3. Диагностика разноуровневых свойств
индивидуальности человека