Наиболее известным представителем символической концепции происхождения культуры является Эрнст Кассирер

(В своей работе «Философия символических форм» немецкий культуролог Э.Кассирер (1874-1945) показывает, что на определенном этапе своей эволюции на этапе возникновения самосознания человек «разрывает цепь, связывающую его с внешним миром» и, если «первые шаги интеллектуальной и культурной жизни человека можно представить как своего рода умственное приспособление к непосредственному окружению», то «по мере развития культуры выявляется и противоположная тенденция человеческой жизни». Она заключается в создании «символической системы», опосредующей все связи человека с миром. По мнению Э.Кассирера, человек находится в состоянии постоянного диалога с самим собой, и из этого диалога рождается «символический универсул», в котором человек отныне живет, составными частями которого являются язык, миф, искусство и религия. «Человек уже не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней лицом к лицу. Физическая реальность как бы отдаляется по мере того, как растет символическая активность человека. Вместо того, что бы обратиться к самим вещам, человек постоянно обращен на самого себя. Он настолько погружен в лингвистические формы, художественные образы, мифические символы или религиозные ритуалы, что не может ничего видеть и знать без вмешательства этого искусственного посредника»).

Нерасчлененность сознания и культуросозидательных процессов в ранние периоды существования человеческой культуры, обозначается словом

синкретизм (пример: смешение реального и мифического в представлениях древнего человека).

Один из сохранившихся образцов древнекитайской литературы носит название «Книга перемен»

Одна из великих мировых религий, зародившаяся в Индии в VI-V вв. до н.э., получила название буддизм

Одна из двух религиозно-философских систем Древнего Китая носила название даосизм

Одна из первых образовательных систем в Древней Греции была создана

Пифагорейским союзом

(Пифагор (род. В 576 г. до н. э.) был, видимо, первым, кто открыл человечеству могущество абстрактного знания. Он показал, что именно разум, а не органы чувств приносят человеку истинное знание. Вот почему он советовал своим ученикам переходить от изучения физических объектов к изучению абстрактных математических объектов. Так математика становится у Пифагора орудием познания мира. Пифагорейский cоюз имел целью господство лучших в религиозном, научном, философском - короче, "нравственном" смысле.

Система морально-этических правил, завещанная своим ученикам Пифагором, была собрана в моральный кодекс пифагорейцев - "Золотые стихи". Вот некоторые извлечения из книги, содержащей 325 Пифагорейских заповедей:

Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества.

Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу.

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.

Совершенно очевидно, что все заповеди Пифагора и его учеников выражают вечные общечеловеческие ценности. Пифагорейцы вели особый образ жизни, у них имелся свой особый распорядок дня. День пифагорейцам надлежало начинать со стихов:

Прежде, чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью,

Думай, раскинь, какие дела тебе день приготовил. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне, заканчивая его стихами:

Не допускай ленивого сна на усталые очи,

Прежде, чем на три вопроса о деле дневном не ответишь:

Что я сделал? Чего не сделал? Что мне осталось сделать? Пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии. Именно у них родился термин "калокагатия", обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (добро) начала, гармонию физических и духовных качеств. Таким образом, выдающаяся роль Пифагора в развитии греческой науки состоит в выполнении исторической миссии в передаче знаний египетских и вавилонских жрецов в культуру Древней Греции.

Одним из архитектурно-скульптурных шедевров эпохи эллинизма являлся Пергамский алтарь

Одно из величайших творений эпохи эллинизма, статуя Ники Самофракийской, находится в настоящее время в Лувре

Олимпийские игры являлись неотъемлемой чертой культуры Древней Греции

Основные фазы историко-философского анализа развития культуры по терминологии Н. Данилевского носят название культурно-исторические типы

Основоположником стоицизма был Зенон


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: