Воспитатель записывает на доске числовой ряд (выставляет карточки с цифрами):
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
и рисует на доске числовой домик, каждый этаж которого состоит из двух клеточек. На крыше дома записан его номер. Дети должны распределить числа в клеточках каждого этажа так, чтобы их сумма была равна номеру дома. Чтобы не забыть, какие числа распределили в соседние квартиры, надо отмечать их стрелками.
Один ребенок у доски распределяет числа в клеточки, другие показывают их учителю на карточках. После расселения чисел воспитатель спрашивает: «Что интересного вы заметили при распределении чисел в соседние клеточки?» В соседних клеточках находятся числа, стоящие на одинаковых местах слева и справа в числовом ряду:
Аналогично строится домик для других чисел.
Например, число 8:
– Решите задачи в стихах и запишите решение на листочках.
Пять котят песок копают,
Три на солнце загорают,
Два купаются в золе.
Сколько всех? Скажите мне.
(5 + 3 + 2 = 10 (к.).)
Четыре мышки-хохотушки,
Очень дружные подружки
Вышли в поле погулять,
Прибежали еще пять.
Очень дружно они пели,
Всех их было ровно… (девять).
(4 + 5 = 9 (м.).)
Составление задач.
– Рассмотрите рисунок на доске и составьте задачу.
Назовите условие задачи. (В скворечнике было 4 скворца. Прилетели еще 2 скворца.)
Сформулируйте вопрос этой задачи. (Сколько стало скворцов?) Объясните, что обозначает каждое число. Что значит «решить задачу»? Решите эту задачу и запишите решение. (4 + 2 = 6.)
– Рассмотрите рисунки. В каждой полосе отметьте крестиками две такие части, из которых можно составить круг.
– Решите задачу в стихах и запишите решение на листочках:
Бегали по лесу
Восемь резвых коз,
Беленьких и сереньких,
Вверх задравши хвост.
Пять козочек белых.
Сколько было серых? (8 – 5 = 3.)