Тема № 1: искусство и строительная деятельность в эпоху первобытности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Харьковский Государственный технический университет

строительства и архитектуры

Курс лекций
«История искусств, архитектуры и градостроительства
Древнего мира»

ЧАСТЬ 1: ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД И ВОСТОЧНЫЕ ДЕСПОТИИ.

Харьков – 2015 г.


ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ

ЛЕКЦИЯ № 1: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА.
ПЕРВОБЫТНЫЙ КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1.Характер социальной жизни в первобытную эпоху.
Диалектика взаимосвязи общественного производства, социальной жизни, материальной и духовной культуры.
Синкретизм первобытного культурно-художественного комплекса.

2.Происхождение и сущность искусства.
Теории происхождения искусства. Миф и ритуал.
Развитие изобразительных форм в палеолите, мезолите, неолите.

3.Функции искусства в первобытном и современном обществе.

4.Виды и жанры изобразительного искусства.
Место архитектуры в системе мира искусств.

1. Характер социальной жизни в первобытную эпоху.
Диалектика взаимосвязи общественного производства, социальной жизни, материальной и духовной культуры.
Синкретизм первобытного культурно-художественного комплекса.

Homo Sapiens как биологический вид появился приблизительно 100000 – 40000 лет назад. Антропологически самым близким к современному типу человека является так называемый кроманьонец – доисторический человек, следы культуры которого были найдены впервые на территории Франции в гроте Кро-Маньон. Вид Homo Sapiens отличается от своих предков, в частности, от вида Homo Sapiens Neanderthalensis (человека неандертальского) тем, что у него лучше развито абстрактное мышление, позволяющее узнавать подобие предметов, мысленно «строить» образ предмета, предполагаемый результат своего труда. Именно абстрактное мышление, а также труд и речь отличают человека от животных.

Благодаря этим качествам человек отделяется от природы и начинает формировать «вторую природу» – специфическую среду для человеческой жизни и деятельности. Формированию этой среды способствует и то, что люди постепенно объединяются в специфическую общность – человеческое общество. Как известно, животные тоже объединяются в стаи и стада, но, человеческое общество качественно отличается от стаи животных. Животные объединяются с целью гомеостазиса – приспособления к существующим условиям окружающей среды и возможным их изменениям. В стае существует определенная иерархия особей, распределение функций между ними, но животные ведут приспособительный образ жизни, а человек – преобразовательный.

Человеческое общество – это объединение людей, которое основано на определенных общественных отношениях: разделении труда, политических и моральных устоях, отношениях между социальными группами. Вся совокупность практических, материальных и духовных ценностей, отражающая определенный уровень развития общества и человека – это и есть культура. Культура включает в себя как сферу духовной жизни общества, так и сферу материальной жизни, т.е. внутри культуры есть две субкультуры: духовная и материальная. Эти две субкультуры связаны между собой неоднозначно: не всегда высокому уровню развития материальной культуры соответствует высокий уровень развития духовной культуры. Примеров тому есть много, но мы сейчас не будем на них останавливаться. Это станет ясным из дальнейшего изложения.

Сфера духовной культуры включает в себя ряд форм общественного сознания: политику, право, мораль, религию и другие. Одной из форм общественного сознания является искусство.

В доисторическую эпоху, до образования государств, сфера духовной культуры была еще не зрелой, она только начинала формироваться. Поэтому, зарождающиеся формы общественного сознания представляли cобой некое единство – синкретический духовный комплекс (СДК). Религия, мораль, право, идеология, политика, философия в то время еще не выделились в самостоятельные сферы человеческой деятельности, духовная жизнь еще не отделилась от материальной. Все формы общественного сознания постоянно вступают в тесные взаимоотношения друг с другом.

2. Происхождение и сущность искусства.
Теории происхождения искусства. Миф и ритуал.
Развитие изобразительных форм в палеолите, мезолите, неолите.

Вопрос о происхождении искусства был поставлен на научную основу во второй половине ХIX века, когда появилась возможность использования данных, полученных такими науками, как археология, этнография, социология, психология, антропология, лингвистика.

Искусство появляется в определенный период развития общества, когда складываются материальные условия для его возникновения. Это, прежде всего, наличие запасов пищи для того, чтобы некоторые члены общества могли иметь свободное время для занятий искусством, обеспечение общественного разделения труда. Появлению этих условий способствует коллективная охота, распределение обязанностей между членами коллектива в соответствии с их способностями. Этот период приходится на Верхний палеолит (35 – 18 тыс. лет до н.э.), когда ледник отступает на север. Среди ученых нет единого взгляда на вопрос о происхождении искусства. Существует несколько теорий, каждая из которых по-своему права:

1. Социальная теория считает, что в искусстве проявляется социальный инстинкт человека. Искусство участвует в различных формах общественной жизни: ритуалах, магических обрядах и др. Оно помогает человеку ощутить свое единство с коллективом, определить свое место в нем.

2. Религиозная теория считает искусство “божественным вдохновением”, проявлением божественной благодати. Античные греки считали искусство божественным даром, отдельными видами искусства “заведовали” музы – дочери Зевса. Люди, которые занимались искусством, в древности считались магами, связанными с сакральным миром.

3. Теория игры: искусство появилось из потребности человека выразить себя, почувствовать свою независимость от природы. В игре человек свободно располагает своей энергией, получает ощущение свободы. Искусство – это разновидность игры, где человек избавляется от забот и невзгод, в игре тратится избыток силы, она физиологически полезна.

4. Эротическая теория считает, что искусство является проявлением инстинкта украшения ради привлечения противоположного пола, унаследованного человеком от животных предков.

5. Теория подражания связывает появление искусства с инстинктом подражания, развитым как у обезьян, так и у человека. Подражая поведению животных, птиц, явлениям природы, человек творчески осваивал окружающий мир. Имитация первоначально заменяла интеллект.

6. Иллюзионистская концепция считает, что у человека есть врожденный художественный инстинкт, состоящий в потребности человека обманываться. Художник создает иллюзорный мир, уводя людей из реальности в свой собственный. Нарушая правдоподобие, изменяя пропорции и внешний вид предметов, художник внушает людям определенные эмоции и чувства.

Как видно из вышесказанного, нет единого взгляда на происхождение искусства, его появление обусловлено одновременно и биопсихическими, и социальными причинами. Необходимо иметь в виду, что жизнь первобытного общества значительно отличалась от жизни современного, и функции искусства тогда были несколько иными.

Для людей первобытности характерен особый тип сознания – мифологическое сознание. Это донаучный способ объяснения и понимания окружающего мира, первобытная форма духовной культуры. Окруженный неведомой и небезопасной природой, человек не знал, как объяснить ее явления, ему было необходимо как-то психологически приспособиться к тяжелым условиям жизни. Единственное, что было известно человеку, это его личная жизнь и жизнь первобытного коллектива, законы, по которым она строится. Поэтому человек переносил знакомые социально-семейные отношения на природу и представлял себе все окружающие предметы и явления в качестве живых существ, подобных ему. Такое одушевление предметов и явлений называется «анимизм» (от латинского слова «anima» - душа). Наделение природных явлений и животных человеческими качествами называется «антропоморфизм».

Анимизм и антропоморфизм, были издревле присущи всем формам народного творчества. Так возникает метафорическое сопоставление природных и социальных явлений, возникают устойчивые одушевленные образы, например, в народных песнях и сказках. В первобытном сознании мышление еще не отделилось от эмоциональной сферы, происходит сплав вещи и ее образа, предмет выдается за его сущность. Мифология включает в себя зачатки религии, философии, политических теорий, различных форм искусства и литературы. Мифология изначально является почвой и арсеналом искусства, источником ярких, емких художественных образов, аллегорий и символов, в ней соединены неразрывно реальное и идеальное.

В мифологиях разных народов мира много общих черт, они, как правило, охватывают несколько общих тем:

1. Происхождение вселенной, солнца, планет, земли и человека, о конце мира.

2. Происхождение человека от животных, превращение человека в животное и наоборот (тотемические мифы).

3. Чудесное рождение героя (вождя) – воплощение идеи о божественном происхождении власти

4. О рождении, смерти, загробной жизни, судьбе.

5. Об умирающем и воскресающем боге

6. О происхождении ремесел, земледелия, о добыче огня, об обычаях и культурных героях (носителях культуры).

7. О близнецах

Мифологическое сознание развило идею о всесакральности мира: законы управления и правила мироустройства известны только миру богов и духов. Связь между земным и сакральным мирами устанавливалась через ритуалы, в которых участвовали все члены общества. Ритуал психологически поддерживал «участие» человека в универсуме, в сложной жизни Вселенной, определял каждому свое место в нем. Поэтому искусство в первобытном обществе всецело было подчинено ритуалу.

На базе образа предмета возникает символизм – сплав вещи и ее подобия. Символика изображений в первобытном искусстве – это своеобразный «язык» знаков, который позже лег в основу идеографической и пиктографической письменности.

В исторической науке принято делить раннюю стадию развития человечества на несколько эпох, названия которых происходят от названий материалов, из которых изготовлялись орудия труда:

1. Каменный век – 1,9 млн. лет до н.э.- 4 т.л. до н

2. Медный век – 4 т.л. до н.э.

3. Бронзовый век – 3,5 – 1,2 т.л. до н.э.

4. Железный век – 1,2 т.л. до н.э.-до настоящего времени.

В свою очередь, Каменный век, как наиболее длительная эпоха, делится на такие периоды:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: