Организация бухгалтерского учета

Под организацией бухгалтерского учета понимается осуществление созданным аппаратом учетного процесса для достижения целенаправленной деятельности.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете, ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия, который в зависимости от учетной работы может:

1. Учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.

2. Ввести в штат должность бухгалтера.

3. Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации или бухгалтеру – специалисту.

4. Вести бухгалтерский учет лично.

При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм ее связи с отдельными частями предприятия решается вопрос о централизации или децентрализации учета.

При централизации учетный аппарат предприятия сосредоточен в главной бухгалтерии, и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации (цехов, отделов и др.). В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.

При децентрализации учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям предприятия, где осуществляется синтетический и аналитический учет и составляются балансы и отчетность заводов, цехов и отделов. Главная бухгалтерия производит сведение цеховых балансов и отчетов, составляет сводный баланс и отчеты по организации.

Практика показала, что централизация учета обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразно распределить труд между работниками. Поэтому децентрализация допускается лишь в очень крупных организациях.

В некоторых организациях применяют частичную децентрализацию учета, при которой в производственных подразделениях кроме составления первичных документов предусмотрены аналитический учет по отдельным синтетическим счетам, учет производственных затрат, исчисление фактической себестоимости изделий и др. Однако законченный бухгалтерский учет в подразделениях не ведется и баланс не составляется.

Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением и не должна входить в состав другой службы предприятия.

Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий предприятия и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета. Она должна отражать специфические особенности организации и технологии производства; обеспечивать взаимодействие между структурными подразделениями и исполнителями; не допускать дублирования и параллелизма в работе структурных подразделений; быть максимально простой и компактной; обеспечивать руководство предприятия всей информацией, необходимой для контроля и управления производством при минимальных затратах на функционирование бухгалтерии.

В настоящее время сложилось три основных типа организации структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штатная) и комбинированная (функциональная).

При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура применяется на небольших предприятиях численностью аппарата бухгалтерии до 7-9 человек.

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья (отделы), возглавляемые старшими бухгалтерами.

Распоряжения главного бухгалтера передаются старшим бухгалтерам, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют выполнение работ.

В состав бухгалтерии входят следующие службы:

1. Материальная, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования.

2. Группа учета оплаты труда (расчетная), осуществляющая учет затрат труда работников, исчисление заработной платы, контроль за использованием Фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работниками предприятия, бюджетом, фондом социального страхования и др. внебюджетными фондами.

3. Производственно-калькуляционная, которая ведет учет затрат на производство, калькулирует себестоимость, составляет отчетность о производстве.

4. Учета готовой продукции на складах и ее реализации.

5. Общая группа, работники которой ведут учет остальных операций и главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности.

Кроме того, в состав бухгалтерии входят отделы капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

При комбинированной организации структуры бухгалтерии ее специальные структурные подразделения выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям структурных подразделений бухгалтерий в пределах установленной компетентности.

Такая структура аппарата бухгалтерии применяется в особо крупных предприятиях и в производственных объединениях.

Важный этап разработки структуры бухгалтерии – формирование системы должностей, зависящих от характера, состава и объема учетных работ на предприятии.

Главный бухгалтер назначается или освобождается от должности руководителем и подчиняется непосредственно руководителю. При освобождении главного бухгалтера от работы производится сдача дел, в процессе которой проверяется состояние бухгалтерского учета и достоверность отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем.

Главному бухгалтеру предоставляется право подписи документов, служащих основанием для приемки и выдачи ТМЦ и денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются.

За невыполнение или недобросовестное выполнение своих обязанностей главный бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: