Спортивное соревнование - способ демонстрации, сравнения и оценки спортивных достижений содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов в соответствии с правилами конкретного вида спорта.
Их значимость объясняется тем, что для спорта характерен, прежде всего, соревновательный аспект, момент сопоставления в прямом единоборстве (противостоянии) физических, духовных, морально-волевых и других качеств, воспитываемых и формируемых в процессе многолетней подготовки физкультурников и спортсменов.
Существует достаточно большое количество различных по характеру, содержанию, формам проведения, масштабам, составу участников, целям, задачам и другим признакам физкультурно-спортивных мероприятий.
В зависимости от цели, задач, форм организации, состава участников спортивные соревнования подразделяются на различные виды. В частности, в системе олимпийского спорта соревнования могут различаться по следующим критериям:
• по значению (подготовительные, отборочные, главные);
|
|
• по масштабам (районные, городские, региональные, континентальные, Олимпийские игры);
• по решаемым задачам (контрольные, классификационные, отборочные, показательные);
• по характеру организации (открытые, закрытые, традиционные, матчевые, кубковые и др.);
• по форме зачета (личные, командные, лично-командные);
• по возрастным категориям участников (детские, юниорские, для взрослых, для ветеранов);
• по полу (среди мужчин или женщин);
• по профессиональной ориентации участников (школьные, студенческие и др.) (Смолевский, Гавердовский, 1999).
Крупные официальные соревнования венчают длительные этапы подготовки, позволяют оценить действенность системы подготовки спортсменов и команд. Другие соревнования могут решать задачи отбора спортсменов для участия в важнейших соревнованиях, являться эффективным средством совершенствования различных сторон подготовленности спортсменов.
Выделяют(в системе подготовки) подготовительные, контрольные, подводящие (модельные), отборочные и главные соревнования.
Подготовительные соревнования. В этих соревнованиях главными задачами являются: совершенствование рациональной техники и тактики соревновательной деятельности спортсмена, адаптация различных функциональных систем организма к соревновательным нагрузкам и др. При этом повышается уровень тренированности спортсмена, приобретается соревновательный опыт.
Контрольные соревнования позволяют оценивать уровень подготовленности спортсмена. В них проверяется степень овладения техникой, тактикой, уровень развития двигательных качеств, психическая готовность к соревновательным нагрузкам. Результаты контрольных соревнований дают возможность корректировать построение процесса подготовки. Контрольными могут быть как специально организованные, так и официальные соревнования различного уровня.
|
|
Подводящие (модельные) соревнования. Важнейшей задачей этих соревнований является подведение спортсмена к главным соревнованиям макроцикла, года, четырехлетия. Подводящими могут быть как соревнования, специально организованные в системе подготовки спортсмена, так и официальные календарные соревнования. Они должны моделировать полностью или частично предстоящие главные соревнования.
Отборочные соревнования проводятся для отбора спортсменов в сборные команды и определения участников личных соревнований высшего ранга. Отличительной особенностью таких соревнований являются условия отбора: завоевание определенного места или выполнение контрольного норматива, который позволит выступить в главных соревнованиях. Отборочный характер могут носить как официальные, так и специально организованные соревнования.
Главные соревнования. Главными соревнованиями являются те, в которых спортсмену необходимо показать наивысший результат на данном этапе спортивного совершенствования. На этих соревнованиях спортсмену необходимо проявить полную мобилизацию имеющихся технико-тактических и функциональных возможностей, максимальную нацеленность на достижение наивысшего результата, высочайший уровень психической подготовленности.
Основные документы, регламентирующие планирование, организацию и проведение соревнований: Единая спортивная классификация, календарь соревнований, положение о соревнованиях, правила соревнований по виду спорта, протоколы.
6. Охарактеризовать цель и задачи спортивной тренировки
Целью спортивной подготовки является достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня технико-тактической, физической и психической подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Задачи: Делятся на две группы - общие и специальные.
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ:
1. Оздоровительная- с помощью средств спортивной тренировки повысить
иммунитет организма к неблагоприятным воздействиям внешних условий (закаливание,
укрепление здоровья, улучшение работы систем жизнедеятельности).
2. Образовательная - овладение знаниями правильного использования средств и методов
тренировки самостоятельных занятиях и умение обучать ЭТОМУ других людей.
3. Воспитательная - создание условий для формирования жизненно важных умений и
навыков: умение - бегать, прыгать, плавать, лазить..., навыки - трудового воспитания,
патриотизма, коллективизма, самостраховки, использование подручных средств для
спасения человека, в военном деле, самообслуживании и т.д.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ (по видам подготовки):
• освоение техники и тактики избранного вида спорта;
• обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;
• воспитание должных моральных и волевых качеств;
• обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
• приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;
• комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена.
7. Перечислить и кратко охарактеризовать дидактические принципы и специфические закономерности спортивной тренировки.
|
|
Принципы спортивной тренировки представляют собой наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых обобщены научные данные и передовой практический опыт).
Различают дидактические (общепедагогические) принципы и специфические закономерности спортивной тренировки.
Специфические принципы представляют собой теоретические обобщения, являющиеся основополагающими для разработки методических рекомендаций, лежащих в основе рационально организованной совместной работы тренера и спортсмена по построению системы подготовки к соревновательной деятельности.
К важнейшим принципам, базирующимся на прочной научной основе и прошедших многолетнюю проверку спортивной практикой, следует отнести:
- • направленность к высшим достижениям;
- • углубленную специализацию;
- • непрерывность тренировочного процесса;
- • единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;
- • волнообразность и вариативность нагрузок;
- • цикличность процесса подготовки;
- • единство взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности.
- • единство и взаимосвязь тренировочного процесса и соревновательной деятельности с внетренировочными факторами;
- • взаимообусловленность эффективности тренировочного процесса и профилактики спортивного травматизма.
Кроме изложенных выше специфических принципов, в спорте широко используются общедидактические принципы: научности, доступности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности, прочности, коллективности в единстве с индивидуализацией, связи с практикой. Кроме того, действуют и общие принципы физического воспитания: всестороннего и гармоничного развития личности, оздоровительной направленности, связи с трудовой и оборонной деятельностью.