Дать характеристику классификации спортивных соревнований

Спортивное соревнование - способ демонстрации, сравнения и оценки спортивных достижений содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов в соответствии с правилами конкретного вида спорта.

Их значимость объясняется тем, что для спорта характерен, прежде все­го, соревновательный аспект, момент сопоставления в прямом еди­ноборстве (противостоянии) физических, духовных, морально-во­левых и других качеств, воспитываемых и формируемых в процес­се многолетней подготовки физкультурников и спортсменов.

Существует достаточно большое количество различных по ха­рактеру, содержанию, формам проведения, масштабам, составу уча­стников, целям, задачам и другим признакам физкультурно-спортивных мероприятий.

В зависимости от цели, задач, форм организации, состава участников спортивные соревнования под­разделяются на различные виды. В частности, в системе олимпийского спорта соревнования могут различаться по следующим критериям:

• по значению (подготовительные, отбороч­ные, главные);

• по масштабам (районные, городские, регио­нальные, континентальные, Олимпийские игры);

• по решаемым задачам (контрольные, класси­фикационные, отборочные, показательные);

• по характеру организации (открытые, закры­тые, традиционные, матчевые, кубковые и др.);

• по форме зачета (личные, командные, лично-командные);

• по возрастным категориям участников (дет­ские, юниорские, для взрослых, для ветеранов);

• по полу (среди мужчин или женщин);

• по профессиональной ориентации участни­ков (школьные, студенческие и др.) (Смолевский, Гавердовский, 1999).

Крупные официальные соревнования венчают длительные этапы подготовки, позволяют оценить действенность системы подготовки спортсменов и команд. Другие соревнования могут решать зада­чи отбора спортсменов для участия в важнейших соревнованиях, являться эффективным средством совершенствования различных сторон подготов­ленности спортсменов.

Выделяют(в системе подготовки) подготовительные, контрольные, подводящие (модельные), отборочные и главные соревнования.

Подготовительные соревнования. В этих соревнованиях главными задачами являются: со­вершенствование рациональной техники и такти­ки соревновательной деятельности спортсмена, адаптация различных функциональных систем организма к соревновательным нагрузкам и др. При этом повышается уровень тренированности спортсмена, приобретается соревновательный опыт.

Контрольные соревнования позволяют оце­нивать уровень подготовленности спортсмена. В них проверяется степень овладения техникой, тактикой, уровень развития двигательных качеств, психическая готовность к соревновательным наг­рузкам. Результаты контрольных соревнований дают возможность корректировать построение процесса подготовки. Контрольными могут быть как специально организованные, так и офици­альные соревнования различного уровня.

Подводящие (модельные) соревнования. Важнейшей задачей этих соревнований является подведение спортсмена к главным соревнованиям макроцикла, года, четырехлетия. Подводящими могут быть как соревнования, специально органи­зованные в системе подготовки спортсмена, так и официальные календарные соревнования. Они должны моделировать полностью или частично предстоящие главные соревнования.

Отборочные соревнования проводятся для отбора спортсменов в сборные команды и опреде­ления участников личных соревнований высшего ранга. Отличительной особенностью таких сорев­нований являются условия отбора: завоевание оп­ределенного места или выполнение контрольного норматива, который позволит выступить в главных соревнованиях. Отборочный характер могут но­сить как официальные, так и специально органи­зованные соревнования.

Главные соревнования. Главными соревнова­ниями являются те, в которых спортсмену необхо­димо показать наивысший результат на данном этапе спортивного совершенствования. На этих со­ревнованиях спортсмену необходимо проявить полную мобилизацию имеющихся технико-такти­ческих и функциональных возможностей, макси­мальную нацеленность на достижение наивысшего результата, высочайший уровень психической под­готовленности.

Основные документы, регламентирующие планирование, организацию и проведение соревнований: Единая спортивная классификация, календарь соревнований, положение о соревнованиях, правила соревнований по виду спорта, протоколы.

6. Охарактеризовать цель и задачи спортивной тренировки

Целью спортивной подготовки является достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня технико-тактической, физической и психической подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Задачи: Делятся на две группы - общие и специальные.

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ:

1. Оздоровительная- с помощью средств спортивной тренировки повысить

иммунитет организма к неблагоприятным воздействиям внешних условий (закаливание,

укрепление здоровья, улучшение работы систем жизнедеятельности).

2. Образовательная - овладение знаниями правильного использования средств и методов

тренировки самостоятельных занятиях и умение обучать ЭТОМУ других людей.

3. Воспитательная - создание условий для формирования жизненно важных умений и

навыков: умение - бегать, прыгать, плавать, лазить..., навыки - трудового воспитания,

патриотизма, коллективизма, самостраховки, использование подручных средств для

спасения человека, в военном деле, самообслуживании и т.д.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ (по видам подготовки):

• освоение техники и тактики избранного вида спорта;

• обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;

• воспитание должных моральных и волевых качеств;

• обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;

• приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;

• комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена.

7. Перечислить и кратко охарактеризовать дидактические принципы и специфические за­кономерности спортивной тренировки.

Принципы спортивной тренировки представляют собой наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых обобщены научные данные и передовой практический опыт).

Различают дидактические (общепедагогические) принципы и специфические за­кономерности спортивной тренировки.

Специфические принципы представляют собой теорети­ческие обобщения, являющиеся основополагаю­щими для разработки методических рекоменда­ций, лежащих в основе рационально организован­ной совместной работы тренера и спортсмена по построению системы подготовки к соревнователь­ной деятельности.

К важнейшим принципам, базирующимся на прочной научной основе и прошедших многолет­нюю проверку спортивной практикой, следует от­нести:

  1. • направленность к высшим достижениям;
  2. • углубленную специализацию;
  3. • непрерывность тренировочного процесса;
  4. • единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;
  5. • волнообразность и вариативность нагрузок;
  6. • цикличность процесса подготовки;
  7. • единство взаимосвязи структуры соревнова­тельной деятельности и структуры подготовлен­ности.
  8. • единство и взаимосвязь тренировочного про­цесса и соревновательной деятельности с внетренировочными факторами;
  9. • взаимообусловленность эффективности тре­нировочного процесса и профилактики спортивно­го травматизма.

Кроме изложенных выше специфических принци­пов, в спорте широко используются общедидакти­ческие принципы: научности, доступности, систе­матичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности, прочности, коллектив­ности в единстве с индивидуализацией, связи с практикой. Кроме того, действуют и общие прин­ципы физического воспитания: всестороннего и гармоничного развития личности, оздоровитель­ной направленности, связи с трудовой и обо­ронной деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: