Государство и Церковь во второй половине 50-х годов

После смерти И.В. Сталина к руководству партией и страной пришёл Никита Сергеевич Хрущёв, убеждённый коммунист и воинствующий безбожник. По его указаниюбыло подготовлено постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно - атеистической пропаганде и мерах её улучшения» от 7 июля 1954 года. Несмотря на то, что в этих «недостатках» обвинялись местные партийные организации, документ, по существу, жёстко критиковал ту линия в отношениях с Церковью, которую проводил Сталин с 1943 года. Эта политика характеризовалась как «примиренческая» и не соответствующая коммунистической идеологии.

Постановление ЦК стало сигналом к развязыванию в стране масштабной атеистической пропагандистской кампании. Как уже стало советской традицией, с особым рвением на призыв партии откликнулся Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи. 14 октября 1954 года ЦК ВЛКСМ принял постановление «О постановке антирелигиозной и естественнонаучной пропаганды в комсомольских организациях Орловской области». Постановление, основанное на региональном материале, стало руководством к действию для всей страны.

Новое наступление на Церковь не осталось незамеченным в мире и вызвало серьёзную критику этих действий властей. Новое советское руководство, проводившее энергичную внешнюю политику по предотвращению угрозы третьей мировой войны, вынуждено было реагировать на критику. По инициативе Н.С. Хрущёва 10 ноября 1954 года было принято новое постановление ЦК под названием «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения».

В нем признавалось, что «ошибки в антирелигиозной пропаганде в корне противоречат программе и политике коммунистической партии по отношению к религии и верующим, являются нарушением неоднократных указаний партии о недопустимости оскорблений чувств верующих». Вместе с тем, в документе не было и намёка на отказ от атеизма как главного идеологического фундамента коммунистической партии.

Несмотря на ужесточение атеистической пропаганды, середина 50-х годов стала для Церкви одним из самых благоприятных периодов советского времени. Вначале по амнистии, а потом и через реабилитации стали выпускать на волю священнослужителей. Среди них были как узники лагерей ещё с довоенных времён, так и те, кто был арестован после войны за службу в храмах по разрешению оккупационных властей, как «повторник», по клеветническим доносам.

В 1956 году Православной Церкви были переданы мощи святого Никиты Новгородского, через год возобновилось богослужение в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В газеты «Правда» и «Известия» опубликовали поздравительную телеграмму председателя Совета министров Н. А. Булганина Патриарху Алексию I в связи с 80- летием, исполнившимся 8 октября 1957 года.

Несмотря на преклонный возраст, предстоятель Русской Православной Церкви твёрдо держал в руках бразды правления. Его авторитет в епископате, духовенстве, церковном народе был исключительно велик. Он принимал руководящее участие в решении важных церковных вопросов, регулярно совершал богослужения в Богоявленском кафедральном соборе, в церквах Троице-Сергиевой лавры, в приходских московских храмах, возглавлял большую часть епископских хиротоний.

В 50-х годах происходила смена поколений в российском епископате. Уходили из жизни архиереи, рукоположенные в довоенные годы, а также те, кто был хиротонисан в старости из вдовых протоиереев в военные и первые послевоенные годы. На смену им приходило новое поколение иерархов, сформировавшееся во время гонений на Церковь. 17 ноября 1957 года в Успенском кафедральном соборе Одессы Святейший Патриарх Алексий I возглавил хиротонию во епископа Балтского архимандрита Пимена (Извекова), ставшего его преемником на первосвятительской кафедре.

В 1957 году Русская Церковь в пределах СССР насчитывала 73 епархии, причём в некоторых существовали кафедры викарных епископов. Епископы были меньше стеснены в исполнении своих архипастырских обязанностей, чем в первые послевоенные годы. Посещения архиереями приходов, хотя и предполагали каждый раз разрешение со стороны уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви, совершались, тем не менее, регулярно. Чаще всего это случалось в престольные праздники приходских храмов. На епископские богослужения и проповеди стекались массы верующих, причём в Украине, в Молдавии, на западе Белоруссии для встречи архипастыря приходили практически все жители окрестных мест.

К середине 50-х годов состав православного духовенства существенно изменился. Все большую его часть составляли выпускники восстановленных в послевоенные годы духовных школ - двух академий и восьми семинарий. Но много было и тех, кто не получил духовного образования. Все меньше и меньше оставалось священников с дореволюционной хиротонией, передававших свой пастырский опыт послевоенному поколению духовенства.

Священноначалие предпринимало меры по повышению образовательного уровня иереев, в особенности тех, кто не получил регулярного богословского образования. В «Журнале Московской Патриархии» обсуждался вопрос об организации богослужений для обучения духовенства, не имеющего достаточного богослужебного опыта и знаний, о проведении богословских чтений и регулярных встреч духовенства, на которых можно было бы совместно решать трудные вопросы пастырской и богослужебной практики.

В 50-х годах продолжало расти число верующих. Городские храмы были переполнены. Как и в дореволюционные годы, крестили исключительно младенцев. Большинство среди прихожан по-прежнему составляли женщины. Среди верующих преобладали люди малообразованные, но связь с Церковью сохранила и значительная часть старой интеллигенции. Среди верных чад Православной Церкви было немало выдающихся деятелей русской науки и культуры: А. А. Ахматова, пианистка М. В. Юдина, художник П. Корин, который в течение нескольких десятилетий работал над полотном «Русь уходящая». Всемирно известный тенор И. С. Козловский нередко пел на клиросе в патриаршем соборе. Воцерковлёнными верующими людьми были и такие выдающиеся учёные, как президент Академии наук С. Вавилов, ректор Московского университета Г. П. Петровский, выдающийся офтальмолог В. П. Филатов.

У части партийного руководства даже создавалось представление о тотальном наступлении религии. Так, например, журнал «Партийная жизнь» отмечал: «В последнее время церковная кампания ведётся умело и обдуманно. Особое внимание уделяется привлечению молодёжи в лоно Церкви. Церковные службы сейчас отличаются большой торжественностью и благолепием. Кроме того, в Церкви стали усиленно заниматься благотворительной деятельностью. Стоимость похорон, свадеб и т. п. понижена. Духовенство не жалеет денег на создание отличных храмов. Благодаря этим методам духовенству удалось повлиять на многих граждан, в том числе и на многих представителей молодого поколения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: