Тема 3. Русский литературный язык

1. Литературный язык и его свойства.

2. Изменение социальной базы и структуры русского языка.

3. Богатство русского языка.

1. Литературный язык и его свойства

О русском литературном языке написано много книг и статей. В них рассказывается о его сложной и прихотливой истории, и о его богатстве и выразительной силе этого величайшего национального достояния, и о той важной роли, которую играет русский литературных язык в нашей стране и на международной арене.

Являясь живой связующей нитью поколений, литературный язык впитал в себя все лучшее, здоровое из народной речи. Он воплощает мировоззрение русского народа, отражая, как в зеркале, достижения его национального духа и культуры.

Литературный язык, будучи продуктом длительного и сложного исторического развития, органически связан с народной основой. А.М. Горький: «Деление языка на литературный и нелитературный значит то, что мы имеем «сырой» язык и обработанный мастерами. Но мастера слова – это не исключительно писатели и ученые, в процессе обработки народного языка принимают участие и общественные деятели, публицисты, учителя и другие представители русской интеллигенции».

Литературный язык – это исторически сложившаяся высшая (образцовая, обработанная) форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей.

Сближаясь на разных этапах своего развития то с книжно-письменной, то с разговорно-устной формой речи, русский язык никогда не был чем-то искусственным и совершенно чуждым народному языку. В то же время между ними нельзя ставить и знак равенства.

Литературному языку присущи особые свойства. Основные из них:

1. Наличие определенных норм словоупотребления, ударения, произношение и т.д., соблюдение которых имеет общеобязательный характер независимо от социальной, профессиональной и территориальной принадлежности носителей данного языка.

2. Стремление к устойчивости, к сохранению общекультурного наследства и литературно-книжных традиций.

3. Приспособленность не только для обозначения всей суммы знаний, накопительных человечеством, но и для осуществления отвлеченного, логического мышления.

4. Стилистическое богатство, заключающееся в обилии функционально оправданных вариантных и синонимичных средств, что позволяет достигать наиболее эффективного выражения мысли в различных речевых ситуациях.

Эти свойства литературного языка появились не сразу, а в результате длительного и искусного отбора наиболее точных и весомых слов и словосочетаний, наиболее удобных и целесообразных грамматических форм и конструкций. Этот отбор осуществляется мастерами слов, сочетался у них с творческим обогащением и усовершенствованием родного языка.

2. Изменение социальной базы и структуры русского языка

Изменение свойств и структуры литературного языка зависит от общественно-исторических преобразований, прежде всего это касается самой социальной базы, т.е. состава носителей литературного языка.

Социальная база русского литературного языка в начале XIX века была чрезвычайно узкой. Это были несколько тысяч столичных и провинциальных дворян. И хотя в то время уже писали Пушкин и Крылов, опиравшиеся на самобытную и народную языковую основу, русским литературным языком владел ничтожный процент русского населения. Блестящие образцы русской литературной речи, представленные в классических произведениях первой половины XIX века, оставались неизвестными для подавляющего большинства русского народа.

Коренные изменения общественного уклада, всеобщее образование, массовая печать, радио, телевидение сделали литературный язык подлинно народным достоянием.

Теперь все более существенной становится функциональная характеристика (с какой целью, в какой ситуации так говорят).

От территориально-социальной обособленности произошло движение к единой, взаимосвязанной и рациональной системе функционально-загруженных элементов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: