Критерием признания, самоутверждения и самоопределения любой науки выступает не только формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, но и разработка своего собственного категориального аппарата. Каждая наука имеет свои собственные категории и понятия:являясь рабочим инструментом, они образуют понятийный каркас познаваемой реальности.
Важнейшей задачей каждой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, т.е. обогащение категориального аппарата. Исходным условием стать знающим специалистом выступает прочное освоение категорий своей науки. С помощью разработанных категорий ученые не только общаются между собой, большую роль категории играют и при написании научного текста.
Категория – это предельно широкое фундаментальное понятие, отражающее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и ее познания.
Социологические категории, как отмечает Г.П.Давидюк, - это «основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие объективную социальную действительность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении».
|
|
В социологической литературе можно встретить разные классификации категорий социологии.
По мнению коллектива авторов учебника «Социология: Курс лекций», понятийно- категориальный аппарат социологии включает в себя следующие три группы категорий:
· общенаучные категории в соответствующем социологическом преломлении («социальная система», «социальное развитие» и др.);
· собственно социологические категории («стратификация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);
· категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.)
Г.П.Давидюком была предложена другая классификация социологических категорий. Он выделяет два класса категорий: методологические и процедурные. Класс методологических категорий, по его мнению, состоит из следующих четырех групп категорий:
1) категории, раскрывающие социальные общности («социальная общность», «социальная группа», «социальный класс», «социальный слой» и т.п.);
2) категории, раскрывающие социальные связи («социальные действия», «социальные отношения», «социальный контроль,» «социальные институты» и т.п.);
3) категории, отражающие социальные процессы («социальное перемещение с множеством его видов», «социальная активность», «соревнование» и т.п.);
4) категории, раскрывающие социальное развитие («социальное изменение», «рост», «развитие», «деградация», «движение» и т.п.).
|
|
К классу процедурных категорий относятся те, которые действуют только при осуществлении полевых работ («техника исследования», «методика исследования», «эмпирическая интерпретация понятий», «социологическое интервью», «анкетирование», «опрос», «интервьюирование» и т.п.).
«Социальное» как центральная категория социологии
В ходе развития научных представлений о человеческой природе складывались различные подходы к тому, каким образом следует рассматривать соотношение биологического и социального в человеке. Основные социологические традиции решения вопроса о соотношении природного и социального следующие:
1. Биолого-географический редукционизм (органицизм, географическое направление, расово-антропологическое направление, фрейдизм (неофрейдизм), этология, бихевиоризм):
- попытка объяснить общественные явления естественно-биологическими свойствами человеческой природы или влиянием, оказываемым на человека внешней средой (социальное объясняется несоциальным);
- теряется значение культурно-исторического опыта, который рассматривается только как некая оболочка, играющая незначительную роль в жизни человека;
- это может вести к разного рода ошибкам, вульгаризаторству («превосходство арийской расы», «культура, мораль как видоизмененные инстинкты» и др.).
2. Абсолютизация социального (например, социологизм):
- Э.Дюркгейм: «социальные факты должны быть объяснены социальными фактами».
- не принимаются во внимание природно-географические, биологические детерминанты, которые оказывают влияние - пусть и неравнозначное в различные исторические эпохи - на становление и развитие социальных форм;
- рассмотрение человека как существа («робота», «винтика») полностью покорного правилам игры «общественного механизма» не позволяет учитывать индивидуальность, неповторимость индивидов со всеми их различными интеллектуально-психологическими качествами, обусловленными генетикой.
3. Человек как биосоциальное существо
Данный подход преодолевает ограничения первых двух подходов.
- Являясь элементом живой природы, индивид в процессе своей жизнедеятельности реализует заложенную в него биологическую программу, предполагающую нацеленность на самосохранение, продолжение рода, адаптацию к окружающей среде и др. Он генетически наделен рефлексами, инстинктами, темпераментом, интеллектом.
- В то же время человек обладает принципиально отличными от других живых существ качествами, которые обусловлены его включенностью в систему постоянно возобновляющихся социальных взаимодействий, систему, которую М. Вебер назвал «ожиданием ожидания ожидания». Входя в различные взаимодействия с людьми, мы с различной степенью осознания реализуем свои ожидания относительно того, что другие люди будут выполнять определенные обязательства и соответствующие действия. В свою очередь, эти люди ожидают, что от них ожидают выполнения данных действий. Это подразумевает ориентацию не на рефлексы и инстинкты, а на принятые в малой социальной группе, обществе в целом правила игры, культурные нормы и ценности, традиции, мораль, этику, законы – то, что выступает в роли своеобразных кодов данной системы ожиданий-обязательств. Регуляция жизнедеятельности на основе взаимных ожиданий создает условия для жизни предсказуемой, прогнозируемой и надежной (во всяком случае до тех пор, пока в сети ожиданий не возникают бреши, порождаемые различными социальными конфликтами: ссорами с близкими людьми, революциями и др.).
Существует несколько подходов к трактовке понятия «социальное»:
1. Социальное как определенная сфера общества (явления, связанные с проблемами здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, заработной платы, социальной защиты и др.).
|
|
!При таком подходе многие явления социальной жизни (политика, экономические отношения, институты) не рассматриваются как формы социальных связей и выходят за рамки социальной жизни.
2. Некоторые исследователи склонны рассматривать «социальное» как «общественное».
Однако эти понятия не тождественны. Социальное включает в себя понятие общества, а также может характеризовать межгрупповое взаимодействие, проникает на уровень личности.
Для обозначения процессов и явлений, возникающих лишь в рамках всего общества будем использовать термин «общественный» (в научной литературе есть его аналог — «социетальный»).
3. В наиболее широком смысле СОЦИАЛЬНОЕ:
- это качественно новая, специфическая для человека форма регуляции поведения и порождаемые ею свойства человеческой жизни (А.Г. Эфендиев);
- по В.Г. Харчевой:
1) свойство, имманентно присущее личности и общностям, формирующееся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество;
2) отражает содержание и характер взаимодействий между субъектами (индивидами, группами, общностями) как результат выполнения человеком определенных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членом в общности;
3) продукт взаимодействия субъектов, который выражен в культуре, оценках, образе жизни людей.
ЗАКОНЫ СОЦИОЛОГИИ
Социальный закон – объективная, устойчивая и повторяющаяся причинная связь между социальными явлениями, процессами, сторонами общественной жизни, возникающая, проявляющаяся и реализующаяся благодаря массовой деятельности людей и через деятельность людей. Он определяет отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности. Это отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и социальными группами, а также между обществом и социальным институтом, обществом и семьей, обществом и личностью. Социология изучает законы движения человеческих интересов, потребностей, духовных побуждений.
|
|
Законы можно классифицировать по разным основаниям.
Законы отличаются по степени их действия. Общие законы действуют во всех социальных системах. Специфические законы действуют в рамках одной или нескольких общественных систем.
По способу проявления законы можно подразделить на статические и динамические. Статические законы проявляются не в виде жесткой, однозначной детерминации протекания описываемого процесса или явления, а только в виде определенной направленности, тенденции его изменения, результаты которого могут быть определены лишь с той или иной степенью вероятности. Динамические законы в отличие от статических устанавливают жесткую детерминирующую связь между объектами или их состояниями и позволяют однозначно описывать протекание процессов, в частности, строгого математического исчисления. Но уже в XIX в. наука обнаружила, что сфера динамических законов ограничена. Социальные системы и процессы не подчиняются столь жесткой детерминации. Общественные процессы подчинены только средневероятностным законам, являющимся законами–тенденциями, не позволяющими однозначно определить ход событий. В этой связи правы ученые, считающие, что в социологии пора отказаться от претензий на открытие социальных законов, а следует прийти к более точной формулировке: мы изучаем тенденции развития, т.е. вероятностный характер социальных явлений.
Литература:
1. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004.
2. Антипьев А.Г. Введение в социологию/Учебное пособие. – Пермь. Изд-во: ПСИ. 2007. С. 7-17
3. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.
4. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2003.
5. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М, 2000.
6. Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.
7. Иванов Д.В. Социология: теория и история. – СПб.: Питер, 2006. С. 7-31
8. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001.
9. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с.
[1] Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. С.94-95.
[2] Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с.
[3] См.: Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. С. 3-11.
[4] См.: Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. С. 4.
[5] Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.
[6] См.: Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.
[7] Фролов С.С. Социология: Учебник. – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2003. С. 32-37