Категории социологии. Понятие «социальное»

Критерием признания, самоутверждения и самоопре­деления любой науки выступает не только формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, но и разработка своего собственного категориального аппарата. Каждая наука имеет свои собственные категории и понятия:явля­ясь рабочим инструментом, они образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Важнейшей задачей каждой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, т.е. обогащение категори­ального аппарата. Исходным условием стать знающим специалистом выступает прочное освоение категорий своей науки. С помощью разработанных категорий ученые не толь­ко общаются между собой, большую роль категории игра­ют и при написании научного текста.

Категория – это предельно широкое фундаментальное понятие, отражающее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и ее познания.

Социологические категории, как отмечает Г.П.Давидюк, - это «основные и наиболее общие понятия социоло­гии, отражающие объективную социальную действитель­ность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении».

В социологической литературе можно встретить раз­ные классификации категорий социологии.

По мнению коллектива авторов учебника «Социоло­гия: Курс лекций», понятийно- категориаль­ный аппарат социологии включает в себя следующие три группы категорий:

· общенаучные категории в соответствующем социо­логическом преломлении («социальная система», «соци­альное развитие» и др.);

· собственно социологические категории («стратифи­кация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);

· категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.)

Г.П.Давидюком была предложена другая классификация социологических категорий. Он выделяет два класса категорий: методологические и процедурные. Класс методологических категорий, по его мнению, состоит из следу­ющих четырех групп категорий:

1) категории, раскрывающие социальные общности («социальная общность», «социальная группа», «социаль­ный класс», «социальный слой» и т.п.);

2) категории, раскрывающие социальные связи («соци­альные действия», «социальные отношения», «социаль­ный контроль,» «социальные институты» и т.п.);

3) категории, отражающие социальные процессы («соци­альное перемещение с множеством его видов», «социаль­ная активность», «соревнование» и т.п.);

4) категории, раскрывающие социальное развитие («со­циальное изменение», «рост», «развитие», «деградация», «движение» и т.п.).

К классу процедурных категорий относятся те, кото­рые действуют только при осуществлении полевых работ («техника исследования», «методика исследования», «эмпирическая интерпретация понятий», «социологическое интервью», «анкетирование», «опрос», «интервьюирова­ние» и т.п.).

«Социальное» как центральная категория социологии

В ходе развития научных представлений о человеческой природе складывались различные подходы к тому, каким образом следует рассматривать соотношение биологического и социального в человеке. Основные социологические традиции решения вопроса о соотношении природного и социального следующие:

1. Биолого-географический редукционизм (органицизм, географическое направление, расово-антропологическое направление, фрейдизм (неофрейдизм), этология, бихевиоризм):

- попытка объяснить общественные явления естественно-биологи­ческими свойствами человеческой природы или влиянием, оказы­ваемым на человека внешней средой (социальное объясняется несоциальным);

- теряется значение культурно-исторического опыта, который рассматривается только как некая оболочка, играющая незначительную роль в жизни человека;

- это может вести к разного рода ошибкам, вульгаризаторству («превосходство арийской расы», «культура, мораль как видоизмененные инстинкты» и др.).

2. Абсолютизация социального (например, социологизм):

- Э.Дюркгейм: «социальные факты должны быть объяснены социальными фактами».

- не принимаются во внимание природно-географические, биологические детерминанты, которые оказывают влияние - пусть и неравнозначное в различные исторические эпохи - на становление и развитие социальных форм;

- рассмотрение человека как существа («робота», «винтика») полностью покорного правилам игры «общественного механизма» не позволяет учитывать индивидуальность, неповторимость индивидов со всеми их различными интеллектуально-психологическими качествами, обусловленными генетикой.

3. Человек как биосоциальное существо

Данный подход преодолевает ограничения первых двух подходов.

- Являясь элементом живой природы, индивид в процессе своей жизнедеятельности реализует заложенную в него биологическую программу, предполагающую нацеленность на самосохранение, продолжение рода, адаптацию к окружающей среде и др. Он генетически наделен рефлексами, инстинктами, темпераментом, интеллектом.

- В то же время человек обладает принципиально отличными от других живых существ качествами, которые обусловлены его включенностью в систему постоянно возобновляющихся социальных взаимодействий, систему, которую М. Вебер назвал «ожиданием ожидания ожидания». Входя в различные взаимодействия с людьми, мы с различной степенью осознания реализуем свои ожидания относительно того, что другие люди будут выполнять определенные обязательства и соответствующие действия. В свою очередь, эти люди ожидают, что от них ожидают выполнения данных действий. Это подразумевает ориентацию не на рефлексы и инстинкты, а на принятые в малой социальной группе, обществе в целом правила игры, культурные нормы и ценности, традиции, мораль, этику, законы – то, что выступает в роли своеобразных кодов данной системы ожиданий-обязательств. Регуляция жизнедеятельности на основе взаимных ожиданий создает условия для жизни предсказуемой, прогнозируемой и надежной (во всяком случае до тех пор, пока в сети ожиданий не возникают бреши, порождаемые различными социальными конфликтами: ссорами с близкими людьми, революциями и др.).

Существует несколько подходов к трактовке понятия «социальное»:

1. Социальное как определенная сфера общества (явления, связанные с проблемами здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, заработной платы, социальной защиты и др.).

!При таком подходе многие явления социаль­ной жизни (политика, экономические отношения, институты) не рассматриваются как формы социальных связей и выходят за рамки социальной жизни.

2. Некоторые исследователи склонны рассматривать «социальное» как «общественное».

Однако эти понятия не тождественны. Социальное включает в себя понятие общества, а также может характеризовать межгрупповое взаимодействие, проникает на уровень личности.

Для обозначения процессов и явлений, возникающих лишь в рамках всего общества будем использовать термин «общественный» (в научной ли­тературе есть его аналог — «социетальный»).

3. В наиболее широком смысле СОЦИАЛЬНОЕ:

- это качественно новая, специфи­ческая для человека форма регуляции поведения и порождаемые ею свойства человеческой жизни (А.Г. Эфендиев);

- по В.Г. Харчевой:

1) свойство, имманентно присущее личности и общностям, формирующееся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество;

2) отражает содержание и характер взаимодействий между субъектами (индивидами, группами, общностями) как результат выполнения человеком определенных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членом в общности;

3) продукт взаимодействия субъектов, который выражен в культуре, оценках, образе жизни людей.

ЗАКОНЫ СОЦИОЛОГИИ

Социальный закон – объективная, устойчивая и повторяющаяся причинная связь между социальными явлениями, процессами, сторонами общественной жизни, возникающая, проявляющаяся и реализующаяся благодаря массовой деятельности людей и через деятельность людей. Он определяет отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности. Это отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и социальными группами, а также между обществом и социальным институтом, обществом и семьей, обществом и личностью. Социология изучает законы движения человеческих интересов, потребностей, духовных побуждений.

Законы можно классифицировать по разным основаниям.

Законы отличаются по степени их действия. Общие законы действуют во всех социальных системах. Специфические законы действуют в рамках одной или нескольких общественных систем.

По способу проявления законы можно подразделить на статические и динамические. Статические законы проявляются не в виде жесткой, однозначной детерминации протекания описываемого процесса или явления, а только в виде определенной направленности, тенденции его изменения, результаты которого могут быть определены лишь с той или иной степенью вероятности. Динамические законы в отличие от статических устанавливают жесткую детерминирующую связь между объектами или их состояниями и позволяют однозначно описывать протекание процессов, в частности, строгого математического исчисления. Но уже в XIX в. наука обнаружила, что сфера динамических законов ограничена. Социальные системы и процессы не подчиняются столь жесткой детерминации. Общественные процессы подчинены только средневероятностным законам, являющимся законами–тенденциями, не позволяющими однозначно определить ход событий. В этой связи правы ученые, считающие, что в социологии пора отказаться от претензий на открытие социальных законов, а следует прийти к более точной формулировке: мы изучаем тенденции развития, т.е. вероятностный характер социальных явлений.

Литература:

1. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004.

2. Антипьев А.Г. Введение в социологию/Учебное пособие. – Пермь. Изд-во: ПСИ. 2007. С. 7-17

3. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.

4. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2003.

5. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.

7. Иванов Д.В. Социология: теория и история. – СПб.: Питер, 2006. С. 7-31

8. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001.

9. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с.


[1] Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. С.94-95.

[2] Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с.

[3] См.: Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. С. 3-11.

[4] См.: Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. С. 4.

[5] Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.

[6] См.: Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.

[7] Фролов С.С. Социология: Учебник. – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2003. С. 32-37


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: