Уровни автоматизации современных лечебно-профилактических учреждений

В настоящее время по уровням автоматизации ЛПУ сильно раз­нятся. Можно говорить о трех уровнях автоматизации.

Первый уровень автоматизации ЛПУ — это использование в учреждении в соответствии с законом об ОМС системы учета. Стра­ховая медицинская организация устанавливает в ЛПУ програм­мное обеспечение:

· для формирования и ведения регистра прикрепленного насе­ления (в учреждении поликлинического типа), ведения регистра пролеченных больных (в стационаре) и т.п.;

· учета услуг, оказанных в медицинском учреждении.

В конце каждого месяца формируется счет-фактура и передает­ся в страховую медицинскую организацию и(или) территориаль­ный фонд ОМС для осуществления взаиморасчетов.

Основным документом для учета услуг, оказанных в стацио­наре, является статистическая карта выбывшего из стационара, в поликлинике — единый талон амбулаторного пациента. Эти же документы являются основными источниками информации для формирования годовых отчетов ЛПУ по стандартным формам го­сударственного статистического наблюдения. Страховые медицин­ские организации специально для руководителей ЛПУ создают программные средства по формированию стандартных статисти­ческих отчетных форм. Информация, содержащаяся в этих фор­мах, может использоваться для задач управления ЛПУ и получе­ния сгенерированных отчетов с необходимой частотой: месяц, квартал и т.д.

О втором уровне автоматизации ЛПУ говорят в тех случаях, когда в учреждении используется ИС, поддерживающая функции всего управленческого аппарата ЛПУ: главного врача, заместите­лей главного врача по лечебной, клинико-экспертной, экономи­ческой, административно-хозяйственной и другой работе, меди­цинских статистиков, работников бухгалтерии и отдела кадров (рис. 7). Кроме информации, используемой при первом уровне автоматизации, входными данными такой системы являются све­дения отдела кадров и бухгалтерии. Все подразделения блока уп­равления ЛПУ оснащены компьютерами, связанными между со­бой и с компьютерами приемного отделения в локальную вычис­лительную сеть.

Второй уровень автоматизации Л ПУ подразумевает реализацию подсистемы «Приемное отделение» или «Регистратура». Таким образом, кроме взаиморасчетов со страховыми медицинскими организациями администрация учреждения получает поддержку от ИС при анализе движения пациентов в ЛПУ, составлении спис­ков пациентов по лечебно-профилактическим отделениям для вспомогательных подразделений ЛПУ (например, пищеблока, прачечной), расчете показателей коечного фонда.


направление

выбытие

       
 
   
 


Пути поступления Отказы

Рис. 7. Второй уровень автоматизации ЛПУ (на примере стационара)

Третий уровень автоматизации — это разработка и(или) вне­дрение в ЛПУ полноценной учрежденческой интегрированной ИМС (рис. 8).

При внедрении АИС организуется единая сеть учреждения. Вся информация хранится на серверном узле автоматизирован­ной информационной системы ЛПУ.

Основным документом, через который осуществляется обмен информацией между медицинским персоналом, является ЭИБ или электронная медицинская карта амбулаторного пациента (см. подразд. 9.4). Заполнение ЭИБ начинается в приемном отделении, далее ее ведет лечащий врач, записи в нее вносят медицинские работники диагностических отделений, лабораторий, врачи-консультанты. Из ЭИБ информацию получают сотрудники блока уп­равления, а также работники аптеки, пищеблока и т.д.

Доступ к информации, находящейся в истории болезни, стро­го регламентируется. Главный врач имеет доступ ко всем истори­ям болезни учреждения, заведующий отделением — только отделения, лечащий врач — к историям болезни


Рис. 8. Третий уровень автоматизации ЛПУ (на примере стационара)

своих пациентов, дежурный врач — к историям болезни пациентов, прикреплен­ных на время дежурства, и т.д. Для регламентирования доступа к информации используются специальные средства (см. подразд. 9.7).

Интегрированная информационная медицинская система ЛПУ поддерживает деятельность сотрудников всех подразделений, оп­тимизируя ее. Однако определенные трудности построения таких систем связаны с отсутствием общепринятых критериев оценки качества деятельности ЛПУ. Тем не менее большинство специа­листов сходится во мнении, что необходимо оценивать три груп­пы показателей: технологические, ресурсные и результирующие. Самым распространенным способом оценки технологических и ресурсных показателей является сравнение со стандартами (на­пример, на оказание медицинских услуг). Одним из перспектив­ных подходов к оценке результатов лечения (в стационаре) явля­ется подход, суть которого сводится к формулированию цели госпитализации при поступлении и ожидаемого результата лече­ния при постановке клинического диагноза с последующей бал­льной оценкой степени достижения результата на момент убытия из ЛПУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: