стратегического планирования
Разработка стратегических планов в большинстве школ стратегий базируется на использовании инструментов стратегического анализа и планирования. Эти инструменты появились в разное время как результат обобщения практики стратегического планирования в деятельности ведущих компаний мира. Большая часть инструментов продолжает развиваться путем модификации и усовершенствования аналитического аппарата.
Инструменты представляют собой чаще всего модели, то есть упрощенные слепки с реальных процессов, описывающих определенные экономические закономерности, характерные для внешней и внутренней среды бизнеса. Являясь моделями, инструменты многое игнорируют, упрощают, скрывают, и поэтому все инструменты имеют проблемы использования. Необходимо не только знать модель и методику работы с ней, но также учитывать погрешности и ограничения, чтобы снизить уровень ошибок.
Главной проблемой использования инструментов стратегического анализа и планирования является большой соблазн применить одну или несколько моделей автономно друг от друга и получить результат в виде возможных стратегий. Наилучший эффект дает использование целого ряда выбранных моделей в определенной последовательности, чтобы перепроверить результаты и максимально избежать заложенных в самих моделях возможных ошибок. Таким образом, менеджеры должны принять решение об определении набора инструментов стратегического анализа и планирования и создать на этой базе комплексную корпоративную модель стратегического планирования (КМСП). Один из возможных вариантов КМСП приведен на рис.3.2.
Рис. 3.2. Вариант корпоративной модели стратегического планирования
Далее все входящие в КМСП методики будут рассмотрены во взаимосвязи друг с другом как части единого процесса планирования. Кроме того, будут рассматриваться проблемы и ограничения инструментов, что позволяет избегать фактических и логических ошибок применения моделей.
Верхний сектор модели включает методики для проведения анализа всех уровней среды бизнеса. Здесь может быть использован и другой вариант набора методик для анализа среды. Это первый этап работы по разработке стратегического плана компании. Далее необходимо определить потенциал существующего бизнес-портфеля и возможностей его развития. Возможно расширение набора методик портфельного анализа для компаний разных размеров и с разными целями. После принятия портфельных решений согласно общей схеме стратегического планирования надо выбрать стратегии развития всего портфеля в целом и его отдельных частей. Последний этап — это работа по оценке и выбору возможных конкурентных стратегий.
Стрелками на схеме указаны не только направления движения от этапа к этапу процесса планирования, но и движение исходных данных и результатов анализа между отдельными методиками.