Тема 8. Государство и право Франции

Кодификация французского права.

1. Во Франции к концу XVIII в. сложились предпосылки буржуазной революции. Недовольство проводимой правительством политикой выражали как простые люди, так и буржуазия. Крестьяне, разорённые феодальными повинностями и налогами, направлялись в города и поднимали выступления. Население было обложено 7-ю тысячами общегосударственных налогов и повинностей [6, с. 49]. К этому добавился голод 1788 г. Недовольной своим положением была и буржуазия. Промышленность и торговля облагались большими налогами и сборами, которые шли на содержание королевского двора и дворянства. Государственная казна фактически была пустой, что привело к финансовому кризису.

Революция быстро охватила всю страну. Крупная буржуазия, которая заняла господствующее положение в Учредительном собрании, захватила власть в стране. Были созданы новые органы местного самоуправления – муниципалитеты, в которых представители третьего сословия играли определённую роль. Идеалом буржуазии стало установление конституционной монархии, поэтому они себя называли конституционалистами. В истории Французской буржуазной революции выделяется три периода развития:

I период (14 июля 1789 г. - 10 августа 1792 г.) – установление конституционной монархии, господство конституционалистов;

II период (10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г.) – установление буржуазной республики, господство жирондистов;

III период (2 июня 1793 г. - 27 июля 1794 г.) – буржуазная революция, диктатура якобинцев.

В первый период революции были разработаны и приняты основные законодательные акты: Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Конституция 1791 г.

Декларация стала программным документом французской революции, провозгласившей следующие принципы:

1. Особое место занимали «естественные и неотъемлемые права человека» (ст. 1, 2, 4, 10, 11, 17). В качестве «естественных и неотъемлемых прав» провозглашались:

- свобода (ст. 1, 2, 4, 10, 11);

- собственность (ст. 17);

- безопасность (ст. 2);

- сопротивление угнетению (ст. 2).

Свобода определялась, как возможность делать всё, что не причиняет вреда другому. Осуществление свободы встречает «лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом» (ст. 4) [3, с. 208]. В документе было названо несколько видов свобод: индивидуальная свобода (ст. 7-9), свобода печати (ст.11), вероисповедания (ст. 10). Свободное выражение мыслей («одно из драгоценнейших из прав человека») и свобода совести были провозглашены в ст. 10 и 11. Декларация определяла значение права на собственность, отнеся её к числу «естественных» прав человека (ст. 2). Праву собственности была посвящена ст. 17, которая объявляла право на собственность «неприкосновенным и священным». Она гласила, что «никто не может быть лишен её иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения» [3, с. 209].

2. Провозглашался принцип «народного суверенитета» (ст. 3, 6). Идеи Руссо о неотчуждаемости суверенитета нашли отражение в ст. 3, которая гласит, что «источник суверенитета зиждется по существу в нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника» [3, с. 208]. Декларировалось право всех граждан лично или через своих представителей участвовать в создании закона, который объявлялся «выражением общей воли».

3. Провозглашался принцип «разделения властей» (ст. 16). Он был разработан, как известно Ш. Монтескье, который усматривал обеспечение свободы и безопасности граждан в создании не зависимых друг от друга и взаимоуравновешивающих государственных властей – законодательной, исполнительной и судебной. Эти идеи Монтескье были выражены в статье 16 так: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» [3, с. 209].

4. В Декларации провозглашался принцип законности. Статья 5 гласила: «Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом» [3, с. 208].

5. К принципам уголовного права и судопроизводства относятся:

- неприкосновенность личности (ст. 7);

- «нет преступления без указания о том в законе» (ст. 8);

- «презумпция невиновности» (ст. 9).

Никто не мог подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, установленных законом. «Тот, кто испросит, издаст произвольный приказ, приведёт его в исполнение или прикажет его выполнить, подлежит наказанию…», - отмечалось в статье 7. Важнейший принцип «нет преступления без указания о том в законе» закреплён в статье 8, которая гласила: «Закон может устанавливать наказания, лишь строго и бесспорно необходимые. Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще применённого, изданного и обнародованного до совершения правонарушения». Суть презумпции (предположения) невиновности заключалась в следующем: обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в установленном законном порядке (ст. 9). Декларация также провозгласила право граждан участвовать в определении налогов, «следить за их расходованием… и требовать отчеты у каждого должностного лица по вверенной ему части управления» (ст. 14, 15).

С 1791 по 1792 гг. Национальное собрание, конфликтуя с исполнительной властью, фактически ничего не делало против монархии. Промонархически настроенные дворяне пытались организовать побег короля за границу. В ночь на 21 июня 1791 г. Людовик XVI вместе с семьёй тайно выехал из Парижа, однако, через несколько дней его арестовали в г. Варенне.

Особенностью политического строя Франции стало размежевание политических сил и создание так называемых клубов, которые объединяли сторонников определенного политического курса. Наиболее известным и влиятельным был Якобинский клуб, который был создан в 1789 г. Его заседания проходили в бывшей библиотеке монахов-доминиканцев, которых и называли якобинцами. Первоначально в состав этого клуба входили влиятельные деятели Учредительного собрания и высшие должностные лица. Затем состав изменился.

После восстания в Париже 10 августа 1792 г. во Франции был ликвидирован режим конституционной монархии, отменена Конституция 1791 г. и назначены новые выборы в Национальный конвент. Революция вступила во второй период своего развития – жирондистский. С1792 г. на политическую арену выступили жирондисты, представлявшие торгово-промышленную и землевладельческую буржуазию. Первоначально жирондисты состояли в Якобинском клубе, из которого они вышли в1792 г., заняв центристскую позицию. В Законодательном собрании жирондисты были самыми влиятельными, несмотря на то, что они не участвовали в восстании. Декретом от 10 августа король был отстранён от своих обязанностей. Законодательное собрание имело право назначать министров. Декретом от 11 августа объявлялось о созыве нового высшего государственного органа – Национального конвента и установлении нового порядка выборов в Конвент.

В сентябре Конвент начал свою работу с утверждения ликвидации монархии и отмены Конституции 1791 г. Декретом от 25 сентября Франция объявлялась республикой. Однако, жирондисты, находясь во главе государства, не хотели дальнейшего продолжения революции. И, напротив, крепла позиция якобинцев. На проводимую политику жирондистов, направленную на полный захват власти, народ ответил вооруженным восстанием 31 мая – 2 июня 1793 г., в результате которого жирондисты (29 депутатов) были изгнаны из Национального конвента. В восстании участвовало 80 000 вооруженных граждан и национальных гвардейцев, которыми руководили якобинцы. Начался третий этап революционного развития. Установилась власть мелкой буржуазии, которую представляли якобинцы. В стране был установлен революционный порядок управления – якобинская диктатура.

9 термидора (27 июля) 1794 г. во время заседания Конвента заговорщики Вадье, Тальен и другие выступили с обвинением Робеспьера в тирании и предложили его арестовать. Зал принял это предложение бурными аплодисментами. Арестовали самых активных сторонников якобинской диктатуры Робеспьера, Сен-Жюста и Кутона. На следующий день они без суда были отправлены на гильотину. Начался массовый террор против якобинцев. Конституция 1793 г. была предана анафеме. Так пала якобинская диктатура. К власти вернулась крупная буржуазия. Государственный переворот вошел в историю как термидорианский.

Одной из главных задач французской революции 1789-1794 гг. буржуазия считала создание единой национальной правовой системы. Изначально речь шла не только о создании нового законодательства, но и о его систематизации. Только после укрепления власти крупной буржуазии правительство Наполеона смогло осуществить кодификацию французского права. В историю Наполеоновская эпоха вошла созданием пяти основных кодексов: Гражданского (1804 г.), Гражданско-процессуального (1806 г.), Торгового (1807 г.), Уголовно-процессуального (1808 г.) и Уголовного (1810 г.). Первым был принят Гражданский кодекс (или Кодекс Наполеона). В основу работы было положено законодательство, доктрина, обычаи, предыдущие проекты кодекса и, конечно же, римское право, из которого была взята его система, получившая название институционной. В институциях Гая было введено деление на лица, вещи и юридические действия. В обсуждении некоторых статей кодекса лично принимал участие Наполеон. 21 марта 1804 г. был принят Гражданский кодекс, состоявший из 36 титулов. В 1807 г. кодекс был назван Кодексом Наполеона. Он состоит из вводного титула и 3 книг, которые делятся на титулы, а титулы - на главы. Всего в кодексе 2 281 статья.

В первой книге «О лицах» говорится:

1. О пользовании гражданскими правами.

2. Об актах гражданского состояния.

3. О месте жительства.

4. Об отсутствующих.

5. О правах и обязанностях супругов.

6. О взаимоотношениях родителей и детей.

Характерной чертой кодекса было отсутствие даже упоминания о юридических лицах. Во всех положениях кодекса, в которых говорилось о лицах, речь шла о физических лицах, а не коллективах. Это объяснялось тем, что:

- капиталистические отношения ещё не достигли такого развития, когда объединения капиталистов занимают господствующее положение;

- всякие формы коллективной деятельности ограничивали свободу торговли и промыслов;

- авторы кодекса опасались возрождения феодальных и церковных корпораций, которые пользовались правами юридических лиц [7, с. 192].

Статья 8 провозглашала равенство всех французов перед законом: «Всякий француз пользуется гражданскими правами». Но уже далее в кодексе открыто говорилось о неравенстве между рабочими и капиталистами.

В семейных отношениях мужчина занимал главенствующее положение, гражданские права женщины были значительно ограничены.
Неравноправие женщины проявлялось и в её имущественном положении в семье. Предусматривался режим общности для имущества мужа и жены. Имущественные отношения определялись брачным договором, который заключался до брака. Если в брачном договоре не предусмотрено чего-то другого, то имущество жены находилось в собственности мужа, который и распоряжался прибылью от этого имущества. Мужчина являлся главой семьи, и его воля определяла весь семейный уклад.

В отношениях родителей и детей власть над детьми принадлежала только отцу. Матери эта власть переходила только лишь после разрыва брачных отношений или в случаях злоупотребления отцом властью. Заключив брак, супруги обязаны были кормить, содержать и воспитывать своих детей. Дети обязаны были содержать своих родителей, находящихся в нужде. Дети находились под властью отца до совершеннолетия, которое для сыновей наступало в 25 лет, а для дочерей – в 21 год. Без согласия отца, они не могли вступать в брак или оставлять родительский дом (ст. 148).

Какие же изменения внес кодекс в семейные отношения? Во-первых, кодекс передал брачные отношения из церковной сферы в сферу государственного регулирования; во-вторых, подтвердил положения Конституции 1791 г. о том, что брак – это гражданский договор; в-третьих, кодекс закрепил развод, введенный ещё в период революции, что также свидетельствовало о разрыве с традициями католицизма.

Вторая книга «Об имуществах и о различных видоизменениях собственности» рассматривала регламентацию имущественных прав и содержала классическое римское деление на право собственности, узуфрукт, узус и др.:

1. О различиях имуществ.

2. О собственности.

3. Об узуфрукте, пользовании и проживании.

4. О сервитутах.

Основное внимание уделялось праву собственности.

Во-первых, в ст. 544 содержится определение собственности. Во-вторых, провозглашались принципы неприкосновенности частной собственности. В-третьих, регламентировалось право присоединения. Плоды земли (естественные или промышленные, плоды гражданские, приплод животных) принадлежат собственнику по праву присоединения. Собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится сверху, и на то, что находится снизу (ст. 547, 552).

Виды имущества по кодексу делились на движимые и недвижимые.

В то время вся недвижимость имела большую ценность и требовала особенного правового режима защиты. Распоряжение недвижимым имуществом регулировалось с большими юридическими формальностями и сложностями. Тогда как движимым имуществом опекун мог распоряжаться самостоятельно, то недвижимым – только с согласия семейного совета или суда.

В кодексе далее речь шла о правах на чужие вещи. Узуфрукт определялся как «право пользования вещами, собственность на которые принадлежит другому лицу, но с обязанностью сохранять существо вещи» (ст. 578). В статье 617 определены условия погашения узуфрукта:

- естественная и гражданская смерть узуфруктуария;

- истечение времени, на которое он был установлен;

- объединение или соединение в одном лице двух качеств – узуфруктуария и собственника;

- вследствие не пользования правом в течение 30 лет;

- вследствие полной гибели вещи, на которую был установлен узуфрукт.

Третья книга «О различных способах, которыми приобретается собственность» содержит правила регулирования приобретения собственности: наследственное право; обязательственное право; право дарения; право завещания; нормы о залоге и праве преимущественного удовлетворения; о давности.

В кодексе была закреплена отмена феодальных принципов наследования, принятые ещё в период революции. Особенностью кодекса было ограничение свободы завещания. Основное внимание в третьей книге отводилось договорным отношениям. Важным являлся принцип формального равенства сторон и свободного их соглашения в договорных отношениях. Необходимыми условиями для действительности договора были:

- согласие стороны, которая обязывается;

- способность заключить договор;

- определенный предмет, составляющий содержание обязанности;

- дозволенное основание обязательства (ст. 1108).

В кодексе уделялось особое внимание неизменности договоров.

В течение XIX в. изменения в обязательственные отношения практически не вносились. Кодекс Наполеона стал образцом буржуазного права, в основном благодаря рецепированию римского права. Влияние кодекса было очень значительным. Он был введен в завоеванных Наполеоном странах: Бельгии, Люксембурге, Германии, Италии, Швейцарии и Польше. Кроме того, он оказал влияние на гражданское законодательство Румынии, Греции, провинции Квебек (Канада) и многих латиноамериканских странах. Это влияние проявлялось в замене старых принципов феодальной системы гражданского права на новые буржуазные. Историк права У. Сигль писал, что Гражданский кодекс «был правом не всех народов, но правом для всех народов. В разных странах буржуазия, прейдя к власти и стремясь укрепить свое господство твердым правилом закона, вводила, с теми или иными изменениями, французский кодекс» [8, с. 519].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: