Процесс подготовки решения по созданию альянса

Создание МСА представляет собой инструмент для реализации целей фирмы. Существует несколько альтернатив сотрудничества и организационных форм МСА. На основе анализа целей фирмы, внешней и внутренней среды, а также факторов, специфических для процесса сотрудничества, менеджеры компа­нии—инициатора альянса выбирают одну из альтернатив сотрудничества, ко­торая будет лежать в основе дальнейшей деятельности МСА. Таким образом, первая проблема создания МСА — это выбор альтернативы сотрудничества. После определения круга проблем, решаемых созданием МСА, подготовка са­мого решения о его организации требует конкретизации вариантов и предло­жений.

Таблица 3.6. Возможные издержки и выгоды от сотрудничества

Издержки Выгоды
Потеря превосходства в технологии; риск потери конкурентной позиции   Возможность получать знания и адаптиро­ваться, развивать компетенции или совместно разрабатывать новые продукты  
Потеря ресурсов: времени, денег, информации, сырья, статуса и т. д.   Приобретение ресурсов: времени, денег, информации, сырья, статуса и т. д., исполь­зование незагруженных производственных мощностей  
Затраты, связанные с такими неуда­чами. как подрыв репутации, статуса или финансового положения   Разделение затрат по разработке продукта и разделение рисков (технологических, ком­мерческих, финансовых и др.)  
Потеря автономии и способности односторонне контролировать ре­зультаты; изменение первоначально поставленных целей   Приобретение влияния над территорией (сферой деятельности); способность внед­ряться на новые рынки (в т. ч. иностранные)  
Потеря стабильности, уверенности в перспективах развития; отказ от известной, проверенной временем технологии   Рост способности управлять неопределен­ностью, разрешать невидимые и сложные проблемы; способность к специализации или диверсификации, способность отражать натиск конкурентов  
Конкуренция за сферы (территории) деятельности, цели, методы их реализации с партнерами по альянсу   Получение взаимной поддержки, выгод от синергии и гармонических рабочих отно­шений с партнерами по альянсу  
Задержки в принятии решений из-за координационных проблем   Быстрые ответы на меняющийся рыночный спрос, меньшая задержка в использовании новых технологий  
Вмешательство правительства, регу­лирование и т. д.   Получение согласия от иностранных прави­тельств на деятельность в стране  

Процесс подготовки решений по созданию МСА можно представить в виде сле­дующих этапов (рис. 3.6).

Этап 1. Проводится анализ всех доводов«за» и «против» создания МСА. Не­обходимо определить устойчивое преимущество от сотрудничества: заинтересо­ванность партнеров в сотрудничестве должна сохраниться даже при значитель­ных изменениях условий деятельности.

Этап 2. Обобщаются предложения по созданию МСА, проводится обсуждение различных вопросов предполагаемого сотрудничества. Все это ведет к большей определенности, конкретизации проблемы; на этом этапе создается многофунк­циональная команда для ведения переговоров.

Этап З. Проводятся исследования и обсуждения, компанией-инициатором вы­рабатываются согласованные представления о сотрудничестве с потенциальными партнерами. Информация, полученная на этом этапе, имеет обратное воздействие на заинтересованность организации в создании МСА, принятие решения о со­трудничестве, условия такого сотрудничества. Например, может выясниться, что

Рис. 3.6. Этапы принятия решения по созданию МСА

ранее установленное концептуальное представление о создании альянса не может быть реализовано из-за позиции партнера.

На данном этапе необходимо четко сформулировать цели и сферы совместной деятельности, решить вопросы об эквивалентности вкладов партнеров, обеспече­нии учета поступлений и распределения дивидендов, принять во внимание реак­цию правительств и конкурентов на создание альянса и т. д.

Этап 4. Результаты, полученные на предыдущем этапе, используются при под­готовке рекомендаций по совершенствованию организации и управления МСА.

Оценка альтернатив

Исходный пункт принятия решения об организации МСА — определение аль­тернатив сотрудничества и ограничение множества альтернатив. Компании-инициатору нецелесообразно детально исследовать каждую из множества альтер­натив на предмет ее преимуществ и недостатков. Чтобы эффективно решить эту проблему, следует использовать двухступенчатый процесс, цель которого — со­кращение числа альтернатив на последнем этапе отбора путем их последователь­ной селекции. При этом следует сконцентрироваться на двух группах проблем: это стратегические — проблемы, имеющие для фирмы центральное значение, и оперативные — конкретные действия в рамках стратегических проблем. Схема принятия решений показана на рис. 3.7.

Функция первой ступени — стратегического уровня — предварительный от­бор, на этом этапе альтернативы, для которых не выполняются первичные требо­вания, исключаются. Функция второй ступени — выбрать между оставшимися альтернативами.

Рис. 3.7. Модель принятия решений

Все альтернативы сотрудничества должны быть четко определены и разложе­ны на внутренние составляющие — компоненты и параметры (рис. 3.8). Компо­ненты дают информацию об области принятия решения. Можно выделить следу­ющие компоненты:

организационная компонента MCA: объединяет вопросы, которые опреде­ляют сферу деятельности МСА, организационные формы и число участников;

идентификация партнера: компетенция предприятия-партнера выступает

как центральная переменная в процессе выбора; должны быть перепроверены все слабые и сильные стороны партнера;

компонента хозяйственной деятельности;

правовая компонента: все обсуждаемые вопросы должны обеспечиваться юридической поддержкой.

Следующий шаг конкретизации механизма сотрудничества состоит в опреде­лении параметров альтернативы сотрудничества. Каждая компонента состоит из нескольких параметров.

Параметры организационной компоненты: сфера деятельности МСА, направ­ление сотрудничества, число участников. Сфера деятельности определяется ис­ходя из целей фирмы, направления сотрудничества (например, производство, сбыт, НИОКР, маркетинг), делового окружения альянса, продолжительности функционирования, объема выпускаемой продукции, числа обслуживаемых рын­ков. Параметры организационной компоненты включают определение специализации, конфигурации (централизованное или децентрализованное управление), механизма координации. Устанавливается организационно-правовая форма МСА (подписание функционального соглашения, учреждение юридического лица (СП)), определяется тип интеграции МСА (альянс горизонтального типа, вертикального типа, по дистрибьюции и т. д.).

Параметры компоненты «идентификация: партнера» — это те особенности потенциального партнера, которые можно описать с помощью множества пара­метров. При этом предполагается, что участники предполагаемого МСА должны иметь совместимость, взаимодополняемость и приверженность ранее принятым обязательствам. Совместимость партнеров является основой любого альянса. Она

Рис. 3.8. Определение специфики альтернативы сотрудничества

должна быть проверена по таким факторам, как сходство оперативных стратегий, корпоративных философий, политики в области персонала, организационной и управленческой структур, политики по отношению к внешней среде. Взаимодо­полняемость — жизненно важный фактор деятельности альянса, поскольку каж­дый партнер должен содействовать совместной деятельности дополняющими ре­сурсами. Обычно партнеры превосходят друг друга в различных, но связанных между собой технологиях, знаниях, опыте. Приверженность ранее принятым на себя обязательствам — важный элемент, поддерживающий организацию в труд­ные для нее времена.

Наиболее важными параметрами хозяйственной компоненты являются: произ­водственная программа, технология и ноу-хау, технологическая совместимость, позиция на рынке, местонахождение, финансовая ситуация, стратегическое целепо-лагание. По параметру «производственная программа» целесообразно сравнить воз­можности партнера с возможностями собственной организации. Производственная программа может быть сложной, односоставной или независимой от партнера.

Параметр «технология и ноу-хау» определяет альтернативы сотрудничества с точки зрения технологического уровня, которого достиг партнер. Этот уровень может быть лучше, таким же, или хуже, чем у компании-инициатора альянса. Тех­нологическая совместимость означает, что переданные партнером технологии могут быть внедрены без дополнительных крупных инвестиций. Как варианты па­раметра «позиция на рынке» рассматриваются сильная позиция на рынке, прояв­ляющаяся в высокой доле, занимаемой на рынке, и развитой сбытовой сети; сред­ние, или слабые позиции с относительно низкой долей рынка. Параметр «местонахождение» имеет большое значение при определении уровня затрат в стране партнера. Необходим тщательный анализ стран в рамках стратегического планирования, при этом возможно благоприятное расположение, неблагоприят­ное, или нейтральное. Параметр «финансовая ситуация» может быть оценен на «хорошо», «удовлетворительно», или «плохо». «Стратегическое целеполагание» описывает стратегические ориентации и, исходя из этого, цели и интересы парт­неров. Они могут совпадать, быть похожими, или различаться.

Параметры правовой компоненты — это юридическое обеспечение перегово­ров и подготовка необходимых документов для регистрации МСА, если таковая предусмотрена действующим законодательством.

При принятии решения о создании МСА необходимо учитывать наличие ка­налов коммуникаций для связи с партнером, а также степень доверия между участниками. В случае признания экономической целесообразности МСА в це­лом, менеджмент компании-инициатора альянса должен разработать несколько предварительных вариантов проекта предполагаемого альянса, которые составят основу для переговорного процесса с партнерами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: