И проблем-разрешающих стратегий.
Упражнение
Оценка ситуации
(По Сироте Н.А., Чистовой Е.А., Суховерховой З.И., Васильченко О.Ю.
«Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде.-М.,2000)
Участники называют по 1-2 стрессовых или проблемных события, когда-либо перенесенных ими Получившийся перечень записывается Далее проводится первичная, вторичная оценки и переоценка этих событий каждым из участников, используя элементы ролевой игры, гротеска, наглядности, визуализации процесса мышления и т.д. Цель игры: Осознавание собственных установок и резервов возможностей оценки ситуации Отработка навыков оценки ситуации. Примечания: Можно найти тех, кто хочет развить мастерство в вопросах преодоления проблем и помогать другим. Предложите им расширить свои задачи и разработать подходы к консультированию по вопросам, оценки проблемы и выбора эффективного варианта поведения.
Когнитивная оценка проблемной ситуации»
(материал для упражнения)
Проблемные и/или стрессовые ситуации всегда подвергаются процессу оценки. Оценка проводится в три этапа: первичная, вторичная и переоценка.
ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА - это заключение о ситуации как о приятной (положительной), неприятной (вредной, отрицательной, ужасной, угрожающей и т.д.) и нейтральной. От того, как оценивается ситуация, зависят эмоции (положительные, отрицательные и поведение человека).
ВТОРИЧНАЯ ОЦЕНКА - это рассмотрение альтернатив преодоления ситуации. Ответ на вопрос "Что делать?"
• Произвести немедленный поведенческий ответ
• Подумать, какую стратегию поведения избрать.
Вторичная оценка зависит от предшествующего опыта преодоления проблемных и стрессовых ситуаций, а также ресурсов личности и среды, которыми может воспользоваться человек в процессе преодоления проблемы. (Что мне может помочь? Кто может помочь? Как я это делал раньше?).
ПЕРЕОЦЕНКА - это результат повторного рассмотрения события и продолжения размышления о нём. Новые основания, приобретенный опыт могут изменить мнение о событии. Переоценка события открывает новые ресурсы личности и среды и может повлиятьна выбор другой стратегии поведения.
Упражнение
«Остановись -подумай».
Краткое описание: Записать ситуации принятия решений Проиграть их в процессе ролевой игры, где участники делают реальные шаги в пространстве в соответствии с шагами модели, произнося рассуждения вслух.
Цель игры: Осознавание привычных способов и проработка новых навыков принятия решения.
Примечания: Во время обсуждения назвать примеры повседневных и важных решений. Например, касающиеся употребления никотина, алкоголя и других психоактивных веществ, взаимоотношений с людьми Обсудите как ведет себя человек принимая повседневные и жизненно важные решения, есть ли разница в поведении Попросите участников определить эту разницу
Модель принятия решения "ОСТАНОВИСЬ И ПОДУМАЙ".
Шаги | Вопросы и действия |
Остановись ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ | Чего касается эта проблема? В чём заключается проблема? В чём заключается положительная сторона того, что проблема возникла? В чём заключается отрицательная сторона того, что проблема возникла? |
Подумай ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ | Чего я хочу? Какие решения в этой ситуации желательны? Какие решения в этой ситуации возможны? |
Подумай о последствиях ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОВО-ДОВ "ЗА" И"ПРОТИВ" | Что может произойти? Рассмотрите обе стороны последствий, позитивную и негативную. Каково моё решение? |
Решай, что делать ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ | Взвесьте все последствия, сделайте наилучший для Вас выбор |
Делай и оцени исход ДЕЙСТВИЕ И ОЦЕНКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ | Насколько положительны и отрицательны результаты действия для меня и для других? |
Шаги постановки цели
1.Определить цель.
2. Оценить шаги для достижения цели.
3. Рассмотреть возможные проблемы на пути достижения цели.
4. Рассмотреть пути, как справиться с этим.
5. Определить четкие сроки достижения цели.
6. Попросите участников определить людей, на которых они хотели бы быть похожи в будущем. Пусть они подумают о направлениях для достижения долгосрочных целей.
7 Пусть участники сформируют пары, определят краткосрочные цели и шаги для их достижения.
8. Обсудите результаты.