Избранные упражнения на развитие целеполагания

И проблем-разрешающих стратегий.

Упражнение

Оценка ситуации

(По Сироте Н.А., Чистовой Е.А., Суховерховой З.И., Васильченко О.Ю.

«Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде.-М.,2000)

Участники называют по 1-2 стрессо­вых или проблемных события, когда-либо перенесенных ими Получив­шийся перечень записывается Далее проводится первичная, вторичная оценки и переоценка этих событий каждым из участников, используя элементы роле­вой игры, гротеска, наглядности, визуализации процесса мышления и т.д. Цель игры: Осознавание собствен­ных установок и резер­вов возможностей оцен­ки ситуации Отработка навыков оценки ситуа­ции. Примечания: Можно найти тех, кто хочет развить мастерство в вопро­сах преодоления проблем и помогать другим. Предложите им расширить свои задачи и разработать подходы к кон­сультированию по вопро­сам, оценки проблемы и выбора эффективного варианта поведения.

Когнитивная оценка проблемной ситуации»

(материал для упражнения)

Проблемные и/или стрессовые ситуации всегда подвергаются процессу оценки. Оценка проводится в три этапа: первичная, вторичная и переоценка.

ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА - это заключение о ситуации как о приятной (положительной), неприятной (вредной, отрицательной, ужасной, угрожаю­щей и т.д.) и нейтральной. От того, как оценивается ситуация, зависят эмо­ции (положительные, отрицательные и поведение человека).

ВТОРИЧНАЯ ОЦЕНКА - это рассмотрение альтернатив преодоления си­туации. Ответ на вопрос "Что делать?"

• Произвести немедленный поведенческий ответ

• Подумать, какую стратегию поведения избрать.

Вторичная оценка зависит от предшествующего опыта преодоления проблемных и стрессовых ситуаций, а также ресурсов личности и среды, ко­торыми может воспользоваться человек в процессе преодоления проблемы. (Что мне может помочь? Кто может помочь? Как я это делал раньше?).

ПЕРЕОЦЕНКА - это результат повторного рассмотрения события и продолжения размышления о нём. Новые основания, приобретенный опыт могут изменить мнение о событии. Переоценка события открывает новые ре­сурсы личности и среды и может повлиятьна выбор другой стратегии пове­дения.

Упражнение

«Остановись -подумай».

Краткое описание: Записать ситуации принятия решений Проиграть их в процессе ролевой иг­ры, где участники делают реальные шаги в пространстве в соответствии с шагами модели, произнося рассуждения вслух.

Цель игры: Осознавание привычных способов и проработка новых навыков принятия решения.

Примечания: Во время обсуждения на­звать примеры повседнев­ных и важных решений. На­пример, касающиеся упот­ребления никотина, алкоголя и других психоактивных ве­ществ, взаимоотношений с людьми Обсудите как ведет себя человек принимая по­вседневные и жизненно важ­ные решения, есть ли разни­ца в поведении Попросите участников определить эту разницу

Модель принятия решения "ОСТАНОВИСЬ И ПОДУМАЙ".

Шаги   Вопросы и действия  
Остановись ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ   Чего касается эта проблема? В чём заключается проблема? В чём заключается положительная сторона того, что проблема возникла? В чём заключается отрицательная сторона того, что проблема возникла?  
Подумай ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ   Чего я хочу? Какие решения в этой ситуации жела­тельны? Какие решения в этой ситуации воз­можны?  
Подумай о последствиях ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОВО-ДОВ "ЗА" И"ПРОТИВ"   Что может произойти? Рассмотрите обе стороны последствий, позитивную и негативную. Каково моё решение?  
Решай, что делать ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ   Взвесьте все последствия, сделайте наи­лучший для Вас выбор  
Делай и оцени исход ДЕЙСТВИЕ И ОЦЕНКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ   Насколько положительны и отрицатель­ны результаты действия для меня и для других?  

Шаги постановки цели

1.Определить цель.

2. Оценить шаги для достижения цели.

3. Рассмотреть возможные проблемы на пути достижения цели.

4. Рассмотреть пути, как справиться с этим.

5. Определить четкие сроки достижения цели.

6. Попросите участников определить людей, на которых они хотели бы быть похожи в будущем. Пусть они подумают о направлениях для дос­тижения долгосрочных целей.

7 Пусть участники сформируют пары, определят краткосрочные цели и шаги для их достижения.

8. Обсудите результаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: