Коммуникации – это устойчивая связь между участниками управленческого процесса, представляющая собой взаимозависимость этапов работы с информацией, основанная на обратной связи и направленная на достижение целей организации.
Коммуникации пронизывают всю организационную деятельность, без реализации этой функции управление невозможно. Функция относится к фоновым управленческим функциям
Цели коммуникации:
§ Организовать эффективный информационный обмен между субъектом и объектом управления;
§ Наладить процесс эмоционального и интеллектуального обмена содержанием управленческой информации;
§ Установление и совершенствование межличностного взаимодействия между людьми в организации;
§ Создание и совершенствование информационных каналов для обмена
§ информацией между сотрудниками и подразделениями с целью координации их деятельности;
§ Регулирование и рационализация информационного обеспечения.
им функциям.
К основным типам коммуникаций можно отнести следующие (табл. 13.1.)
|
|
Таблица 13.1
Основные типы коммуникации
Типы коммуникаций | Форма коммуникаций | Средства коммуникации |
- Вертикальная - Горизонтальная - Формальная - Неформальная - Межличностная - Эмфатическая - Интеллектуальная | - Письменная - Устная - Видео - Электронная - Эмоциональная | - Документы - Речь - Знаковая система - Электронные средства связи - Видео и телекоммуникации - Элементы структуры физиологической системы человека |
Виды коммуникаций
Ø Презентации – вид деловой коммуникации, основанный на представлении подготовленного информационного сообщения определенному кругу лиц.
Ø Совещания- вид устных многосторонних деловых коммуникаций организуемых руководителем для решения задач организации, требующих координации усилий нескольких исполнителей. Бывают информационные, проблемные, оперативные.
Ø Собеседования - вид устных межличностных двухсторонних деловых коммуникаций между субъектом и объектом управления;
Ø Переговоры - вид устных межличностных деловых коммуникаций между двумя (или более) сторонами для решения проблем, носящих противоречивый характер;
Ø Приказы – распоряжения, обязательные к исполнению;
Ø Инструкции – описание содержания и этапов исполнения работ;
Ø Регламенты – нормативные установки предприятия, обязательные при выполнении операций и работ;
Собеседование – вид устных межличностных двусторонних деловых коммуникаций между руководителем и подчиненным, возникающих, как правило, по инициативе руководителя, направленный на достижение поставленных руководителем целей
Переговоры - вид межличностных устных деловых коммуникаций, относящихся к узкому кругу взаимосвязанных проблем, возникающих между двумя сторонами, преследующими свои, в той или иной степени противоречивые цели