Проблемное поведение подростка к моменту обращения за помощью часто существует уже несколько лет. Все это время родители испытывают негативные чувства, истощающие их, мешающие эффективно и последовательно применять свои воспитательные умения. Если группа охватывает родителей младших подростков, чье поведение не носит асоциального характера и проблемы возникли недавно, этот этап можно пропустить. Приемы работы с чувствами достаточно описаны в литературе. Применительно к родителям подростков с отклоняющимся поведением в [З]. В результате этого этапа те эффективные представления о себе и своих взаимоотношениях с ребенком, которые они осознали на этапе 2, должны превратиться в позитивные эмоциональные установки.
Содержание работы:
1. Навыки снятия стресса.
2. Опыт "взгляда со стороны" (диссоциирования) на примере конкретных проблем.
3. Присоединение (ассоциирование) к ресурсному состоянию.
4. Углубление навыков диссоциирования с проблемой и ассоциирования с ресурсным состоянием.
5. Обсуждение примеров, связанных с ежедневными, эмоциональными переживаниями членов группы. Моделирование ситуаций.
6. Рассмотрение аффективных реакций детей в различных ситуациях. Моделирование проблемных ситуации с позиции подростка.
ПОВЫШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (1 — 2 занятия)
Обобщение группового опыт».
Основной прием — управляемая дискуссия. Группа центрируется на чувствах и потребностях подростка.
2. Обеспечение родителей теоретическими знаниями об особенностях подросткового периода развития. Это занятие носит лекционный характер.
5. ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ (2 — 4 занятия)