С каким типом методологии исторического исследования связан предлагаемый текст. По каким признакам Вы это определили?

Что касается прав братьев и сестер на этом, втором этапе эволюции имущественных отношений, то они не были одинаковыми. Сестры, например, не получали всего наследства («задницы не имали»), если братья выдавали их замуж. Но если бы дочь вообще не была наследницей, то РП употребила бы именно термин «дочь», а не «сестра» (сравни ст. 90 и 91) 33. Следова­тельно, в принципе дочери являлись наследницами («части», «задницы»), а специальное акцентирование того факта, что сестра при наличии братьев не являлась наследницей, как раз не исключает распространенности в быту наследования имущества дочерьми, а говорит о тех случаях, когда брат являлся старшим в семье и мог заменить родителей.
Последний, третий этап эволюции имущественных прав знатных женщин — утверждение возможности владения недвижимостью: землей, «отчиной». Этот этап зафиксирован лишь в поздних источниках. Так, суд Пскова, разбирая наследование без завещания («ряда»), т. е. по закону, утверждает, что, если после смерти «кото­рого человека» останется «отчина», жене пользоваться ею пожизненно, если только она не выйдет замуж. Такое же требование предъявляется и к мужу умершей жены, после которой тоже может остаться недвижимое имуще­ство («а у ней останется отчина»!). Доказательства прав знатных женщин на владение недвижимостью (землей) имеются, на наш взгляд, и в тех статьях ПСГ, которые подчеркивают определенные ограничения прав женщин в судебном процессе. Так, в ст. 17 и 18 говорится: «А це­ловать боярину, и житьему, и купцю как за свою землю, так и за женню»; «а позовут боярина, и житьего, и купца в его земле или в женне, ино ему отвечать или ответчика послать в свое место и в женне по тому крестному цело­ванию» 34. Подчеркнутое в данных статьях ограничение процессуальных полномочий женщин в случае судебных тяжб по поводу недвижимости является лишним свиде­тельством законодательного закрепления прав женщин на владение землей.
В конце XIII в. утверждается правило, касающееся дочерей: они получают часть «имения», «равнаа с бра­тии» 35, и тем самым закрепляются равные права братьев и сестер на недвижимость, хотя Судебник 1497 г. (ст. 60) оставил приоритетное право за братьями. Показательно,
что в конце XIII в. даже незаконная жена могла пре­тендовать на «прелюбодейную часть» в имуществе умер­шего, чтобы прокормить общих с ним детей, и даже вести тяжбу с его законной женой (и даже с ним самим при его жизни!), требуя «дати урочнаа чясть на оскуду» 36.
Таков процесс эволюции приобретения представи­тельницами господствующего класса имущественных, в частности наследственных, прав, который нашел отра­жение в нормативных актах X — XV вв. Само расшире­ние имущественных прав женщин, получение ими прав на владение недвижимой собственностью органически связано с общими экономическими и социально-классо­выми изменениями, характерными для государства, развивающегося по феодальному пути и преодолевшему к началу XVI в.— по крайней мере в праве — рецидивы дофеодальных структур.
16. Какой термин пропущен в отрывке? «Проблема и ???? - родственные явления и разные стадии одного и того же процесса - научного познания. Обе представляют собой познавательные модели, только если проблема не носит развернутого характера, то ????? уже является вполне развернутой моделью. В ней проблема представлена с теми характерными для нее сторонами и связями внутреннего и внешнего характера, которые отражают авторское видение проблемы. Если переход от выдвижения проблемы и переход от нее к ???? представляет собой начальную часть исследовательского процесса, то основная часть исследовательской работы составляет доказательство ????. Итогом ее является концепция, или теория изучаемого явления или процесса, которая также относится к моделям, но только к научно обоснованным, или доказанным в результате всестороннего изучения источников, с учетом концепций, созданных предшественниками и существующих в историографии. Развитие исследовательского процесса от проблемы через ???? к концепции - это путь, характерный для научного познания. Первым шагом по этому пути является выдвижение проблемы, или использование проблемного метода, что соответствует принципу научности исторического исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: