Для внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения, в ГОУ ЦО №548 «Царицыно» создана служба Мониторинга или НЭО – независимого экспертного оценивания. Создание такой Службы в виде подразделения оптимально по признаку большего соответствия отдельной структуры требованиям конфиденциальности и независимости измерения. Служба создана в виде отдельного структурного подразделения Центра т.к. школа имеет для этого достаточно нормативных и иных ресурсов. В случае дефицитности ресурсов такая структура может создаваться на кооперационной основе несколькими школами. В этом случае руководство службой может осуществлять один из специалистов школ, входящих в кооперацию. Специалисты по разным направлениям сбора информации предоставляются школами кооперации в зависимости от собственных ресурсных возможностей в рамках достигнутых договоренностей. План и график работы такой кооперационной службы, а также объемы и виды измерений координируется всеми школами – участниками.
|
|
Служба мониторинга интегрирована в систему управления и осуществляет информационно-аналитическое обеспечение управления.
Предметом ее деятельности являются:
- Уровни обученности учащихся, характеристики прохождения программ, используемые методы обучения.
- Ресурсы, используемые (или влияющих) для достижения модельных характеристик учащихся.
- Результаты (сопоставление, корреляция, зависимости) и оценка (определение эффективности, оценка рисков и ограничений, определение перспективности или деструктивности процесса) качества, эффективности решаемых задач.
- Экспертизы педагогической целесообразности образовательных проектов, программ и мероприятий, предлагаемых для реализации в рамках школы.
Для этого служба проводит замеры в области педагогических, социологических, психологических, валеологических, экономических и демографических показателей в соответствии с утвержденным Планом работы Службы.
Структура Службы определена наличием трех направлений деятельности: независимая экспертная оценка учебных достижений учащихся (НЭО), оценка качества используемых ресурсов (ОКР), комплексный анализ и оценка (КАО).
Задача группы НЭО – замеры уровней обученности учащихся, характеристик прохождения программ, статистика используемых методов обучения.
Задача группы Группа ОКР (оценка качества ресурсов) – замеры характеристик ресурсов, используемых (или влияющих) на качество образования. Объекты изучения:
потребители образовательной услуги - соционормативные требования, социальная стратификация родителей, ранжирование приоритетов ожидания; педагогический персонал - квалификационные показатели (уровень, зона развития, обучаемость), стабильность (текучесть), резервы, гендерная и социальная стратификация); информационная среда -(источники внешней и внутренней информации, техническое оснащение, интенсивность информационных потоков; материальная база (сохранность и возобновляемость основных фондов, их целевое использование для обеспечения учебного процесса);
|
|
финансовые и материальные - ресурсы (источники пополнения бюджета, динамика, размеры, обязательные расходы, мотивы, классификация, периодичность и размеры дополнительных расходов).
Задача группы Группа КАО (комплексного анализа и оценки) – анализ (сопоставление, корреляция, установление зависимостей) и оценка (определение эффективности, оценка рисков и ограничений, определение перспективности или деструктивности процесса).
Ее организационная структура позволяет обеспечивать все формы мониторинга – текущий, проблемный, фоновый и пр. Полноценная система независимого инструментального оценивания создает для школы целый ряд прямых и косвенных преимуществ. И в первую очередь в области оценивания.
Современные тенденции развития системы образования ставят перед стандартами оценочной системы несколько ключевых задач. Первая – высокий уровень объективности оценивания. Вторая – отражение не просто разовых результатов, но определение тенденций развития образовательного процесса у конкретного ученика. Третья –снятие эмоционального негатива с оценки (особенно в младшей и средней школе). Четвертая – изменить случайный характер оценки на плановый, порождающий стремление к постоянному (а не от «случая к случаю») учебному труду. Пятая - сделать процесс оценивания более наглядным (для ученика и родителя в первую очередь). Шестая – процесс оценивания должен давать возможность ученику оценить свои успехи относительно некоторого среднего эталона, относительно своих предыдущих результатов, относительно результатов других учеников. Седьмая – процесс ввода, вывода, хранения и многопрофильного анализа оценочного материала должен быть прост для учителя, понятен для ученика и родителя, достаточен для проведения любых возможных аналитических мероприятий (в том числе в части прогноза развития ситуации).
Основная проблема создания эффективной системы независимого инструментального контроля – создание и действие понятных стандартов. В том числе – внутришкольных. Не подвергая оценке систему государственных стандартов в образовании (это дискуссионное поле для отдельного издания) необходимо отметить необходимость именно внутришкольных стандартов. Грамотное использования стандарта, как своеобразного аттрактора (области «притяжения» решений) позволяет задать приемлемое и для социума и для руководства школы изменение и контроль качества.
Показатели соответствия внутришкольным стандартам устанавливают соответствие качества и процессов соответствующим нормам. Эти показатели позволяют измерить степень соответствия продукта, услуги потребностям заказчика (потребителя); количество претензий; приверженность процедурам; результаты тестирования; эффективность бюджета; согласованность с законодательными и нормативными актами; а также характеристики, связанные с безопасностью, защищенностью и влиянием на здоровье.
Внутришкольный стандарт включает:
а) требования и условия;
б) аудиторию стандарта;
в) область применения.
В качестве основных объектов стандартизации в школе можно определить:
1. Достижения учащихся представленные эталоном (внешним – государственные стандарты и внутренним – образовательные императивы школы)
|
|
2. Ресурсы, используемые для достижения эталонных характеристик.
3. Процессы и процедуры, использующие ресурсы.
4. Регламенты контроля и управления процессами и процедурами.
При этом внутришкольный стандарт разрабатывается с учетом того, что он должен обеспечивать:
1. Выявление причин несоответствия учащихся принятым стандартам.
2. Выявление эффективного и неэффективного использования ресурсов, для достижения стандартов.
3. Выявление зон риска и ограничений при достижения характеристик стандартов.
4. Формирование информации, необходимой для принятия управленческого решения.
5. Возможность создания системы комплексного мониторинга результатов и ресурсов образовательных программ школы.
6. Возможность создания группы многообразных, универсальных и объективных индикаторов мониторинга.
7. Возможность использовать стандарты в системе мониторинга как фактор влияния на эффективность школы для изменений образовательных, финансово-экономических и организационно-правовых условий развития.
Особое значение имеет создание конвенциональных предпосылок разработки и принятия стандартов. Внутришкольный стандарт только тогда даст эффект и станет организующим фактором управления, когда в его создании и легитимизации принимают участие все субъекты образовательного процесса. Именно такая процедура наиболее тождественна принципам общественного соуправления школой и формирует предпосылки создания новой переговорной площадки.
При этом внутришкольный стандарт обеспечивается ясной системой измерений и индикаторов. Основными критериями отбора индикаторов служат:
1. Способность индикатора отражать динамику соответствия стандарту.
2. Возможность получать количественные значения индикаторов.
3. Наличие для индикатора легитимной процедуры измерения.
4. Наличие ясных и признанных единиц измерения для индикатора
5. Валидность индикатора по выбранной характеристики.
6. Возможность технологического обеспечения аутентичности (подлинности) показателей индикатора на этапе сбора информации.
|
|
7. Возможность корректного соотнесения значений индикатора со значениями остальных индикаторов.
Основной объем измерений направлен на оценку эффективности в тех областях и направлениях, которые сформулированы в рамках Образовательной программы и Программы развития данной школы.
Ключевым фактором успеха, который позволит школе серьезно повысить эффективность и действенность внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения является модернизация ИКТ-структуры школы.
Как компонент ИКТ-насыщенной среды Служба независимой инструментальной оценки должна стать основой сложной, автоматизированной технологии системы обеспечения качества образования и фактором, влияющим на качество образовательного результата.
Рассматривая развитие школы с точки зрения повышения качества уже имеющихся ресурсов, очевидно, что важным действующим элементом качества является программа развития ИКТ - среды, ее активное проникновение во все составляющие образовательного процесса – от управления до обучения и воспитания. Для этого может быть использована стандартизированная платформа на единой базе данных, позволяющая использовать следующие ее возможности для оценки качества обарзваония:
§ оперативный мониторинг школьной жизни: электронный классный журнал, просмотр отчетов, ведение расписания, алфавитных книг, личных дел сотрудников, учеников;
§ организация тестирования с мощным механизмом подготовки и проведения тестирования для всего класса, подготовка к сдаче единого государственного экзамена благодаря легкости подготовки тестов и автоматической обработке результатов;
§ возможности интеграции с электронными учебниками и курсами;
§ возможность для родителей своевременно получать информацию о посещаемости и успеваемости своего ребенка;
§ единая среда обмена информацией в рамках школы (доска объявлений, «школьный портал», внутренняя электронная почта, список именинников и т.п.), что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками учебного процесса.
Серьезным фактором развития данной системы контроля качества является развитие системы АРМов – автоматизированных рабочих мест учителя. Их применение в оценке качества носит универсальный характер, поскольку нтегрированные в локальную сеть школы АРМы используются и для организации учебного процесса и для подготовки материалов к уроку, и для индивидуальной работы с детьми с использованием дистанционных технологий, и главное - для накопления собственных баз данных по учебным достижениям учащихся, которые возможно использовать в дальнейшем для анализа в системе оценки качества. Поскольку модельные характеристики выпускника описаны не только и не столько в значениях ЗУН, важными индикаторами эффективности работы школы можно считать показатели, связанные с оценкой внутришкольной среды, внутришкольного уклада и социо-культурного климата, который опирается на школьный уклад и систему ценностей.
Инновационный потенциал предлагаемой многоуровневой модели организации внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения состоит в ее востребованности и реалистичности, в способности непосредственно влиять на управление качеством образовательного процесса, на организацию и обеспечение его составляющих, на оптимизацию образовательных технологий, и создание ясных критериев достижимости результата. Данная модель создает возможности оперативно корректировать образовательный процесс, персонализировать и индивидуализировать его формы, а также содержит потенциальные возможности для создания стандартов качественного образования и может внести серьезный вклад в систему оценки качества и эффективности образования позволив:
§ используя принцип концентрации и универсальности ресурсов повысить качество и, следовательно, доступность образования, создать систему, в которой действуют понятные принципы и признаки качества как процесса образования, так и образовательного результата;
§ создать ситуацию управляемого и планируемого развития, ориентированного на социальные ожидания, в условиях социальной ответственности;
§ создать механизм контроля и управления качеством в сложной многомодульной и вариативной образовательной среде, являющийся условием групповых и индивидуальных успехов в образовании;
§ создать организационную архитектуру управления качеством, применимую как в разных образовательных моделях, включая образовательные сети;
Глава 3