Долгосрочный экономический рост и деловые циклы

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО КУРСУ «МАКРОЭКОНОМИКА»

(ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)

для студентов II ступени получения высшего

образования (магистратуры)

Гомель 2015


ББК 65.012.2

М 16

Рецензенты: доктор экономических наук, профессор, зав.кафедрой мировой экономики и экономической теории УО «Гомельский государственный университет им. Ф Скорины» Б.В. Сорвиров; доктор экономических наук, профессор А.И. Капштык УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»

Рекомендовано Научно-методическим Советом

УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»

Протокол № 12 от 09.06.2015 г.

  М 16 Краткий конспект лекций по курсу «Макроэкономика (продвинутый уровень)»: пособие для студентов всех специальностей. II ступени получения высшего образования/ Авторы: Т. С. Алексеенко (гл. 1, 5), Л.П. Зенькова (гл. 4,5, 6),Л.М. Злотникова (гл. 2), В.М.Коновалов (гл. 3), Е.П. Цибина (гл. 7).. — Гомель, 2015. — 168.с.

ББК 65.012.2

Настоящее пособие представляет собой вторую часть учебно-методического комплекса кафедры права и экономических теорий, содержит краткое изложение текста лекций по 7 темам курса, базируется на типовой программе Министерства образования республики Беларусь № УД 827-11/баз. от 20.12.2011 г. В краткий конспект лекций вошли практические материалы по рынкам труда и денег, государственному внутреннему и внешнему долгу, экономическому росту, деловым циклам, валютной политике. Содержание разработано с учетом доступности изложения для магистрантов.

ã Коллектив авторов, 2015

ã УО «Белорусский торгово-экономический

университет потребительской кооперации», 2015

ã УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», 2015


Содержание

Темы краткого конспекта лекций страница  
 
Глава 1. Макроэкономика: общий обзор……….    
Глава 2. Экономический рост……………………    
Глава 3. Рынок труда и безработица……………    
Глава 4. Деловые циклы………………………….    
Глава 5. Инфляция и монетарная политика…..    
Глава 6. Фискальная политика и государственный долг…………………………….    
Глава 7. Открытая экономика…………………..    

Глава 1 Макроэкономика: общий обзор

План лекции

Введение

1. Проблемы макроэкономической науки. Долгосрочный экономический рост. Деловые циклы. Безработица. Инфляция. Внешнеэкономическая сбалансированность. Макроэкономическая политика.

2. Макроэкономический анализ. Макроэкономические исследования. Макроэкономическое прогнозирование.

3. Экономические школы. Неоклассическая макроэкономическая модель. Кейнсианство. Кейнсианско-неоклассический синтез. Монетаризм. «Новые классики». «Новые кейнсианцы».

Заключение

Ключевые слова: проблемы научных исследований, неоклассики, неокейнсианцы, монетаристы, школа рациональных ожиданий, теоретики экономики предложения, макроэкономическая нестабильность, предмет, объект исследования, эволюция взглядов.

Введение

Макроэкономика как наука зародилась относительно недавно. До 30-х годов двадцатого века самого термина «макроэкономика» просто не существовало как такового.

С 1940 по 1980-е годы идет «консолидация» этой науки, а с 1980-х годов и позднее начинается плодотворное развитие макроэкономики.

Несмотря на это, ещё с более ранних времен развивались все новые и новые макроэкономические идеи, объясняющие поведение экономики, причины, по которым стоит или нет использовать ту или иную экономическую политику для её развития, разницу между долгосрочным и краткосрочным периодами в экономике и другие факторы.

Некоторые из них противоречили друг другу. Таким образом, появилось немало сторонников разных макроэкономических идей; появились целые школы макроэкономической мысли.

1. Проблемы макроэкономической науки. Долгосрочный экономический рост. Деловые циклы. Безработица. Инфляция. Внешнеэкономическая сбалансированность. Макроэкономическая политика

Долгосрочный экономический рост и деловые циклы

Под экономическим ростом обычно понимаются не кратковременные взлеты и падения реального объема производства относительно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема производства, связанные с развитием производительных сил на долгосрочном временном интервале.

Наиболее распространенным является понимание экономического роста как итоговой характеристики развития национальной экономики за определенный период, измеряемой либо темпами роста реального объема ВНП (НД), либо темпами увеличения этих показателей в расчете на душу населения.

Повышение материального благосостояния как главная цель экономического роста конкретизируется в следующих основных составляющих:

1. Увеличение среднедушевых доходов населения. Достижение этой цели получает свое отражение в темпах роста национального дохода (НД) на душу населения.

2. Увеличение свободного времени. Досуг является одним из жизненных благ, но не находит отражения в показателях реального ВНП или НД страны.

3. Улучшение распределения НД среди различных слоев населения.

4. Улучшение качества и рост разнообразия выпускаемых товаров и услуг.

Под эффективностью экономического роста понимается улучшение всех составляющих многогранного понятия «эффективность производства». Сюда относятся:

• улучшение качества товаров и услуг

• освоение производства новых товаров

• освоение новых технологий

Понятие «качество экономического роста» в экономической теории связывается с усилением его социальной направленности. Основными составляющими качества экономического роста являются:

• улучшение материального благосостояния населения;

• повышение уровня развития отраслей социальной инфраструктуры;

• рост инвестиций в человеческий капитал;

• поддержание полной занятости в условиях растущего объема предложения на рынке труда.

Деловые циклы

Деловой цикл– это временной промежуток между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры.

На фазе подъема растут инвестиции, совокупные доходы, совокупный спрос и совокупное предложение, занятость.

Темпы роста этик показателей, приближаясь к фазе пика, замедляются.

Здесь достигается наивысшая в данном цикле занятость, уровень совокупных доходов, спроса, инвестиций.

С ростом занятости повышается и общий уровень цен (инфляция).

Рост цен опережает рост заработной платы, что уменьшает спрос на товары длительного пользования.

Экономика начинает движение от полной занятости к неполной (фаза спада).

Причем на первых порах уровень совокупного спроса может оставаться неизменным. Объясняется это некоторой инерцией совокупного спроса, привычкой населения к достигнутому уровню текущего потребления.

В то же время совокупное предложение начинает снижаться. Когда же обозначившаяся тенденция к спаду становится устойчивой, население начинает адаптироваться к новым условиям: совокупный спрос начинает снижаться быстрее совокупного предложения, что ускоряет спад и приближение экономики к точке дна.

Падение совокупного спроса вызывает снижение общего уровня цен.

Начинается фаза депрессии, характеризующаяся нулевыми темпами падения экономики, низким уровнем занятости, совокупного спроса, совокупного предложения, инвестиций.

В этот период экономика очищается от неэффективных решений, неэффективных предпринимателей, обостряется конкуренция.

Стремясь снизить издержки, фирмы начинают обновлять оборудование, что и вызывает оживление экономики, переходящее в подъем.

Рисунок 1 – Модель экономического цикла согласно Э. Хансену

Характер каждого конкретного делового цикла зависит также от взаимодействия с другими видами циклов, так как циклы меньшей продолжительности осуществляются на фоне более продолжительных циклов.

Часть экономистов исходит из того, что цикличность экономики порождается внешними по отношению к экономике причинами, такими, как колебание солнечной активности (С. и Э. Джевонсы), циклические колебания погоды (С. Мур), изменение психологии (В. Парето, А. Пигу), войны и активизация государства (Р. Фриш и др.), цикличность в развитии научно-технического прогресса (Й. Шумпетер, Дж. Хикс).

Проблема инфляции

Главной задачей экономической политики является поддержание стабильного уровня цен. Ее решение обеспечивается стабильностью денежного обращения, которое возможно при соблюдении монетарного правила: темп увеличения находящейся в обращении денежной массы должен быть умеренным и зависеть от соотношения долгосрочного темпа роста производства и скорости обращения денег.

В центре анализа монетарной концепции М. Фридмана находятся не факторы производства (труд, земля и капитал) и их предельная производительность, как в неоклассической теории, а богатство во всех его формах как источник разных видов дохода и причины издержек по его сохранению и воспроизведению. М. Фридман различает пять основных форм богатства: деньги (агрегат М1), облигации, акции, физические блага и человеческий капитал.

Структура богатства инерционна, и деньги занимают в ней устойчивое место. По мнению М. Фридмана, экономические субъекты в ликвидной форме, т. е. в виде денег, хранят ту часть или тот уровень, который необходим для надлежащего обеспечения покупок, оплаты товаров. Следовательно, совокупный спрос на деньги должен быть величиной устойчивой, изменяющейся лишь пропорционально долговременному темпу изменения валового внутреннего продукта и национального богатства.

Безработица

Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер развития, выступает безработица.

Выделяют три осн

овные причины безработицы:

1. потеря работы (увольнение);

2. добровольный уход с работы;

3. первое появление на рынке труда.

Различают три типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

Фрикционная безработица (от слова «фрикция» - трение) связана с поиском работы.

Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации.

Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы, но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности.

Структурная безработица обусловлена структурными изменениями в экономике, которые связаны а) с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей и б) с изменением отраслевой структуры экономики, причиной которого является научно-технический прогресс.

Причина структурной безработицы – несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест.

Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная безработица, поскольку найти работу в новых отраслях без специальной переподготовки и переквалификации практически невозможно. Однако, как и фрикционная, структурная безработица представляет собой явление неизбежное и естественное (т.е. связанное с естественными процессами в развитии и движении рабочей силы).

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП.

Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов).

Наибольшего внимания заслуживает точка зрения английского экономиста Д. Лейдлера. Он выделил структурную и фрикционную составляющие естественного уровня безработицы. На основании положений, изложенных в работе, он сделал ряд оригинальных выводов:

– политика стимулирования спроса не снижает естественный уровень безработицы;

– правительство может попытаться снизить естественный уровень безработицы, используя специфические методы, например проведение структурной политики и реализацию программы переподготовки кадров;

– политика, направленная на сокращение естественного уровня безработицы, не всегда сопровождается усилением государственного вмешательства в экономику, поскольку важен не столько объем, сколько методы и направления расходования бюджетных средства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: