В целом все указанные выше составляющие конкурентоспособности образуют цену потребления товара. При этом продавец и покупатель в процессе согласования контрактной цены, т.е. в процессе установления продажной цены, или цены приобретения, стремятся, как можно полнее учесть выгоды и недостатки от последующего использования товара, как с точки зрения предстоящих экономических преимуществ, так и с точки зрения престижности приобретения.
Емкость рынка
Емкость рынка в простейшем понимании этого термина представляет объем реализуемых товаров в течение года. Емкость рынка исчисляется, как правило, в физическом и стоимостном выражении на определенный период. Например: емкость рынка велосипедов города «N» составляет 200 тыс. шт. (50 млн. руб.) в год.
Емкость рынка можно определить различными способами, два наиболее представительных из которых ниже и будут рассмотрены.
Во-первых, емкость рынка по данному товару определяется по формуле
где Е — емкость рынка данного товара;
|
|
П — объем производства данного товара на данном рынке (или его сегменте);
И — объем импорта данного товара;
Э — объем экспорта данного товара;
З — дельта запасов, т.е. минус поступления в запасы и плюс поступления на рынок из запасов.
Во-вторых, емкость рынка по данному товару может быть получена иначе:
,
где Е — емкость рынка по данному товару;
К— количество потребителей данного товара на данном рынке;
Т— количество данного или аналогичного товара, потребляемое одним потребителем в год.
Фирмы обычно используют оба метода для взаимного контроля и корректировки результатов.
Однако данные формулы определения емкости рынка весьма упрощенные, и, для того чтобы получить более точные, приближенные к реальности показатели, следует делать поправки на реэкспортную и реимпортную продукцию, на изменение покупательной способности населения, уровень доходов, уровень потребления, тенденции, структуру и обычаи потребления, стереотипы образа жизни, факторы предпочтения при выборе покупки и многие другие факторы, в результате чего для более точного определения данного показателя должны быть использованы многофакторные эконометрические модели.
Определяя емкость рынка, предприятие, выходящее на этот рынок, не вправе рассчитывать на полную ее величину, принимая во внимание присутствие и работу на рынке фирм-конкурентов. Поэтому важно также иметь данные о собственной доле на данном рынке (если предприятие уже присутствует на нем) и произвести расчет возможной доли на рынке в будущем (при выходе на рынок или при оценке результатов будущей своей деятельности).
|
|
Доля на рынке подсчитывается по формуле
Д = Пр:О * 100%,
где Д — доля предприятия на рынке;
Пр — объем продаж предприятия на рынке;
О — общий объем продаж данного товара на данном рынке.
Уровень спроса и предложения на рынке и их соотношение
Объем спроса — это возможность рынка поглотить товар. В отличие от емкости рынка, которая маркетологами воспринимается чаще всего как возможность реальная, спрос может быть активным, т.е. платежеспособным, реальным и потенциальным, который желательно «разбудить» и превратить в составляющую часть реальной емкости рынка. Таким образом, объем спроса может превышать емкость рынка.
Предложение на рынке складывается из объема товаров, предлагаемых к продаже продуцентами и продавцами.
Важный показатель при изучении рынка — соотношение спроса и предложения по конкретному товару, поскольку этимво многом определяется уровень цен на него, а также характер самого рынка. Например, если спрос превышает предложение, то рынок характеризуется дефицитом и носит название «рынок продавца». В этой ситуации именно продавец имеет преимущественные позиции при продаже и заключении контракта или торгового договора.
Если, наоборот, предложение превышает спрос, то рынок носит название «рынок покупателя», и в этом случае именно покупатель имеет преимущественное положение при покупке и заключении контракта.
Изучение цен
При изучении рынка необходимо внимательно следить за уровнем и тенденцией изменения цен. Наиболее реальными и, следовательно, достоверными являются цены фактических сделок или контрактов крупнейших участников рынка. Однако в силу конфиденциальности этих документов получить информацию по контрактным ценам бывает довольно сложно или просто невозможно. В связи с этим используются биржевые котировки, цены аукционов, справочные и прейскурантные цены, публикуемые цены, сообщаемые в специальных источниках.
Также анализу подвергаются факторы, определяющие уровень иен. Это в первую очередь покупательная сила потребителей, издержки производства и сбыта, степень конкуренции, государственное регулирование системы ценообразования, стадия жизненного цикла товара и многое другое (см. п. 4.2).