«Божество, слагая Вселенную, применяет геометрию».
Платон
В диалоге «Тимей» дается лекция по созданию Вселенной. Утверждается, что «два члена сами по себе не могут быть хорошо сопряжены без третьего, ибо необходимо, чтобы между одним и другим родилась некая объединяющая их связь. Прекраснейшая же из связей такая, которая в наибольшей степени единит себя и связуемое, и задачу эту наилучшим образом выполняет пропорция, ибо, когда из трех чисел — как кубических, так и квадратных — при любом среднем числе первое так относится к среднему, как среднее к последнему, и соответственно последнее к среднему, как среднее к первому, тогда при перемещении средних чисел на первое и последнее место, а последнего и первого, напротив, на средние места выяснится, что отношение необходимо остается прежним, а коль скоро это так, значит, все эти числа образуют между собой единство».
Платон сообщает, что приводимые воззрения основываются на учении Солона, которое является производной от египетской системы обучения. В беседе о характере природы и творении всего сущего объясняется создание тел — основных блоков мироздания. Также описывается сотворение элементов из космического эфира. (Эти положения перекликаются с современной теорией квантового вакуума).
|
|
Формирование тел основывается на идее: тела должны поддерживаться планами и эти планы должны обладать способностью распадаться на треугольники
Из всех возможных треугольников выделяются два типа. Первый представляет половину квадрата. Второй является половиной равностороннего треугольника; у него квадрат длины более длинной стороны в 3 раза больше квадрата длины меньшей стороны.
а2 = Ь2 + с2
таким образом 100 = 75 + 25
Ь2=с2хЗ
В основании любого тела лежат эти два типа треугольников. Треугольники, лежащие в основании фигуры, сопрягаются с субатомарными частицами. Тела же Платон рассматривал тела как атомы
или корпускулы — частицы различных форм сущности. В частности, он вывел следующие соответствия:
Тело
Элемент
Число треугольников
Тип 1
Тип 2
тетраэдр
плазма (огонь)
октаэдр
газ(воздух)
гексаэдр
жидкость (вода)
икосаэдр
твердыня (земля)
Один из интригующих аспектов теории Платона заключается в том, что он полагал: субатомарные частицы могут объединяться каждый раз по-разному и образовывать другие виды атомов. Например, частица жидкости, состоящая из 120 треугольников 1 типа, может быть разбита на пять частиц плазмы, или на две частицы газа и одну плазмы. «Меньшие» частицы могут поглощаться большими. Таким образом два атома плазмы могут слиться и образовать отдельный атом газа. Эти воззрения наводят на мысль об обратимости материи и превращении отдельных ее элементов друг в друга. Подобные идеи лежат в основе алхимических трансформаций, где под внешними переходами различных видов веществ один в другой подразумеваются глубоко мистические процессы путешествия сознания и духа (см. следующую главу).
|
|
Однако, так как треугольники, лежащие в основании тел, отличаются от тех, которые связаны с другими формами вещества, Платон считал, что они не могут быть преобразованы друг в друга. Треугольник «1, 1, л/2»-типа описывается как наиболее устойчивый. Он составляет инертное и неизменяющееся качество твердых элементов. Об этом же будет потом говорить Исаак Ньютон в своей корпускулярной теории и комментариях о «сторонах» легких частиц.
Платон обсуждает роль необходимости в замысле Вселенной — этот принцип прекрасно иллюстрируется пятью телами. Сам Эйнштейн повторял, что его весьма интересовало, был ли у Бога выбор при творении мира. Платон писал: «Хотя [Бог] использовал всевозможные подходящие вспомогательные средства (причины) при творении мира, именно он придал проявленному такой облик. Именно поэтому мы должны различать две формы причин — божественное и необходимое. На первом месте стоит божественное, которое следует искать во всех вещах, если мы стремимся обрести жизнь, настолько полную счастья, насколько это возможно; на втором месте находится необходимое, которое нужно искать ради божественного. Без необходимого вещи не могут различаться, и следовательно, их нельзя постичь никаким известным способом».
Пятый элемент, квинтэссенция сущего, идентифицируется с додекаэдром. Платон говорит: «Бог использовал это тело для всей Вселенной, рассыпав по нему все числа и фигуры». Правильные треугольники, включающие в себя эту обозначенную квинтэссенцию всего сущего, несоизмеримы с другими четырьмя элементами; поскольку квинтэссенция Вселенной, которая могла бы преобразовываться в базисную субстанцию, находящуюся в пределах самой себя, была бы бессмысленной!
Треугольники со сторонами кратными 3:4:5 называли в древности Божественными. Для них справедливо отношение а2 + Ь2= с2 (где a, b и с — целые числа), известное как теорема Пифагора. Это отношение, кстати, было известно, по крайней мере, за 1200 лет до Пифагора и приводилось в клинописных текстах Междуречья. Итак, некоторые из отмеченных треугольников:
З3 + 42 = 52
52+ 122= 132
72 + 242 = 252
Концепция основных фигур, «первофигур», содержит в себе фактически все аспекты физического существования: биологию, космологию, географию, химию, физику, психическое восприятие и так далее, весь спектр проявленных форм жизнедеятельности, выраженный в терминах четырех основных элементов и их превращений одного в другой. Такие превращения трактуются как модификации троиц, мыслимые как перестановка и компиляция треугольников, образующих все возможные формы существования.
Мир, в котором мы живем, изобилует живыми существами, смертными и бессмертными. Видимые живые существа содержат видимые вещи и искру Господа, отображение того, к пониманию чего можно приблизиться, зная законы, по которым Бог являет Свое Величие в определенных формах. Его совершенство, красота и полнота непревзойденны.
К сожалению, в эзотерике обычно не используются приемы современной математики и геометрии, хотя естественные науки не стоят на месте и их достижения вполне можно применять на благо науки духовной. Литература по каббалистическим, нумерологическим методикам полагается, главным образом, на простые арифметические действия и очень немногие методы комбинаторики. Однако со времени написания первых трактатов по метафизике было найдено немало интересных математических результатов и корреспонденции, которые можно с успехом использовать в эзотерике.
|
|
То, что мы видим физически — только очень маленькая часть природы вокруг нас. Геометрические формы жизни составлены
из чистой любви Бога. Чем более сложную форму они имеют, тем больший уровень расширенного сознания требуется для поддержания прямого контакта с Богом.
Группы геометрических фигур, собранные вместе в измерениях Вселенной, создают энергию Света. Свет составлен из частиц. Частицы света рассеяны по многочисленным образам Господа, однако всех их можно свести к изначальным структурам. Первые комбинации жизни во Вселенной, первоформы создают Свет и Сознание в плане физического проявления.
Существует много уровней проявления, которые являются необходимыми для соединения сознания с человеческим телом. Только когда физическое тело находится в осознанном и постоянном контакте с сознанием, оно может считаться живым. Тогда оно активно функционирует на физическом уровне. Завершение осознанной связи сознания с телом, ведущее к последующему пробуждению, — первое требование любого адепта. В новом, просветленном состоянии сознания человек источает любовь на многие километры вокруг себя, во всех направлениях. Эта любовь помогает и другим людям в их духовном развитии. На усиленном уровне сознания поток Божественной Любви позволяет такому человеку единиться с источником всего сущего. Человек, пребывающий в этом состоянии, способен уже сам моделировать определенные структуры на физическом плане, видя их как все те же модификации основных тел. Любовь — это предмет, который интересен каждому. Любовь — слово, которое всегда использовалось и используется в истории во всем мире, в каждой культуре и языке. Она постоянно обсуждается и изображается в беседах, литературе, театрах и кинофильмах. Человек, способный чувствовать любовь Бога, обладает силой исцеления от всех болезней.
|
|
Египетская стенопись. Воздвижение храма Амона.