Священные числа в сакральной архитектуре

Священные числа — это числа, которые имеют специальные символические значения. Особое отношение к ним коренится в древней вере: если использовать эти числа для измерений или учитывать их при определении дат и так далее, то можно умило­стивить богов и подтвердить свое членство в их метафизической семье.

Ниже приводится список священных чисел, обычно исполь­зуемых в сакральной геометрии при постройке культовых соору­жений. Соотнося размеры и формы древних сооружений с этими числами, можно постичь тайны сакральной архитектуры. О свя­щенных числах нельзя думать как о простых пропорциональных отношениях при воздвижении красивых зданий. Они сопряжены с желанием Бога привнести порядок во Вселенную. Во все време­на эти числа не считали изобретением человека, но воспринима­ли как часть космических законов, на использование которых бла­гословлялись люди.

1 — Это число представляет единство. Так как «единица» яв­ляется частью всех остальных чисел натурального ряда, она пред­ставляет идеальный символ божества. «Единица» — это проис­хождение, элементарная сущность.

2 — Полярность и разрыв; разрушение единства, инь-ян, добро и зло, мужчина и женщина, царство противоположностей.

3 — Самое священное из всех чисел, часть нашего неосознан­ного мышления. Треугольник связан с обычным использованием «троек» в структуре Космоса и традиционным утроением всех ве­щей, перекликающимся с троицей бытия: тело, душа, дух. В рели­гии самые высокие божества триедины: Вавилон знал Ану, Бела и Энки; Индия имела Брахму, Вишну и Шиву; греко-римский пантеон указывал на Юпитера, Юнону и Минерву, а христиан­ство толковало о Святой Троице — Отце, Сыне и Святом Духе.

4 — Связано с основными разделениями пространства и времени: четыре направления света, четыре состояния тела, че­тыре всадника Апокалипсиса, четыре реки рая, четыре основ­ные добродетели, четыре ветра, четыре времени года, четвере главных пророков и четверо евангелистов.

5 — Состоит из двух нерав­ных частей, 2 и 3. Разнообразие приносит зло и неудачу. Пятерка символизирует индивидуаль­ность, бросающую вызов есте­ственному порядку вещей и не­сущую за это наказание. Это чис-

Пентаграмма как единение первоэлементов

ло связывается с пятью пальцами на каждой руке, пентаграммой (см. отдельную главу).

6 — Бог создавал мир за шесть дней. Шесть — сумма 3+3 или 1+2+3. Поэтому это число совершенно. Христос был замучен на шестой день недели и умер в шестом часу дня.

7 — С самых ранних времен это число было связано с небес­ными существами и духовными силами. Насчитывается семь дней недели, семь известных планет (включая Солнце и Луну); семь злых духов, семь уровней зиккурата (вавилонской башни для на­блюдения за звездами). Согласно св. Августину, «семерка» симво­лизирует совершенство Бога: Он создал мир и на седьмой день отдыхал. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. // И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт., 2:2-3). Христианская жизнь вся структурирована числом 7: насчитывается 7 основных грехов, 7 добродетелей, 7 таинств.

Зиккурат III династии Ур-Намму в У ре

8 — Первое число после 7, символ жизни, новая жизнь после крещения (в языческие и в христианские времена). Воскресение Христа произошло на «восьмой» день недели (седьмой день ев­рейской недели — суббота).

9 — Получается в результате 3x3. В этом смысле число 9 пред­ставляет даже большую святость, чем число 3.

10 — Св. Августин утверждал, что это число показывает со­вершенство, потому что является суммой 3+7. О совершенстве числа 10 свидетельствуют десять заповедей, состоящие из 3 зако­нов, связанных с любовью к Богу, и 7 указании, связанных с любовью к ближнему. Десять — это круг, образующий основу де­сятичной системы счисления; «десятка» была универсальным чис­лом пифагорейцев.

12 — Это число лежит в основе вавилонской числовой систе­мы. Оно связано с двенадцатью знаками Зодиака, двенадцатью месяцами года; в сутках 12x2 часов. В иудео-христианской тради­ции известно двенадцать врат рая, двенадцать племен Израиля, двенадцать бронзовых тельцов, двенадцать апостолов, двенадцать звезд вокруг головы апокалиптической женщины и так далее. (Это­му числу посвящена отдельная глава).

В сакральной геометрии числа объединены с формами и со­здают гармоничное целое. Идея священной архитектуры состоит в том, чтобы воссоединить человечество с Космосом, Богом. Такое воссодинение на протяжении тысячелетий происходило с помо­щью зодчих, строителей, архитекторов особых сооружений.

Космическая мистерия двенадцати апостолов (из работы Иоганна фон Глогау, 1513 г)

Сооружения, возводимые для реализации задач душевного возвышения, могут быть найдены в Храмах Поклонения Солнцу в Месопотамии; это святыни Исиды в Египте, шатры Яхве, святи­лища Мардука, христианские церкви и исламские мечети. На про­тяжении истории человечества встречаются основные геометри­ческие формы, из которых состоит вся Вселенная. Ее структура

может быть воспроизведена с помощью двух инструментов, ис­пользуемых математиками с незапамятных времен: линейки и цир­куля. Циркуль с изображением Длани Господней, является сим­волом Бога, отмеряющего границы свода небесного. В Библии ска­зано: «Он проводил круговую черту по лицу бездны» (Притч., 8:17). Концы циркуля связываются с духом и материей, формой и жизнью. Единение этих двух начал дает рождение постоянно из­меняющейся мантии вечной жизни, существующей в Божествен­ном круге.

Рассмотрим вкратце основные символы сакральной архитек­туры (более подробное осмысление геометрической символики см. в специальной главе)

Круг — возможно, самая древняя фигура, известная челове­честву; она встречается в природе чаще всего.

Равносторонний треугольник получен из пересечения двух кругов, нарисованных каждый от центра другого. Любые много-

угольники можно изображать, добавляя все новые равносто­ронние треугольники к уже имеющимся.

Квадрат — уни­кальная геометричес­кая фигура, позволяю­щая получить точное деление и умножение на 2. Вписав в квадрат крест, можно разде­лить его на восемь тре­угольников, определяя таким образом восемь основных точек про­странства — четыре направления и четыре стороны света.

Пентаграмма (по-

Бог очерчивает Вселенную

лученная из шести­угольника) — древний символ здоровья и спасения; в средневе­ковье использовалась в качестве символа для заклинания злых ду­хов. Как геометрическая форма, она имеет множество значений. Ее связь с золотым сечением дает возможность бесконечного де­ления в обоих направлениях, делая этот символ еще более мис-

тическим. Оздоровительное, медитативное, интегрирующее назна­чение пентаграммы определяется стремлением личности к само­ориентации. Человек есть центр собственной относительной про странственно-временной композиции, через которую он получа­ет космическое посвящение. То, что находится от него в разных направлениях, становится прошлым и будущим, а центром все­гда остается индивидуум, носитель сознания вечного настоящего. Шестиугольник получается при делении окружности радиу­сом. Простой способ построения этой формы помогает его широ­кому использованию в природе:

ульи, формы базальтового камня. Шестиугольной была печать царя Соломона.

Золотое сечение — это отно­шение, которые использовали на протяжении всей истории челове­чества. Оно обнаруживается при установке зданий, создании худо­жественных работ и так далее.

Все эти вещи объединяются, чтобы создать полную гармонию здания. Каждая часть имеет свою форму и размер. Ничто не может быть добавлено или удалено без нарушения гармонии.

Пример древнего храма, по-

Мистический перстень с изображением пентаграммы

строенного но эллинистическим классическим линиям, — гарни. Пропорции, используемые при проектировании храма, и эстети­чески красивы, и подтверждают торжество универсальные зако­нов, которые управляют судьбой человека. Углы, число колонн — все это было сделано для умилостивления богов и защиты челове­ка от их гнева.

Фактически, сама структура здания представляет собой Кос­мос: поднятая платформа; 9 ступеней, ведущие к главному входу (9=3x3, священная триада); 24 колонны, представляющие облака; потолок как купол небес; сложное использование равносторон­них треугольников, квадратов, пятиугольников и шестиугольни­ков. Колонны расположены по 6 (число человека) спереди и сза­ди и по 8 с каждой стороны на сторонах (первое число после семи, символ жизни)

Мысленно представьте фасадхрама с геометрическими образ­цами. Начинаясь с первой ступени и поднимаясь к высшему краю

карниза, можно начертить круг. Круг разделен воображаемыми линиями, проведенными от ключевых точек здания. Два больших равносторонних треугольника привлекают внимание к другим трем равносторонним треугольникам внутри, которые обращают взор на другой набор треугольников — это шесть треугольников, каж­дый имеет 3 стороны (6x3, или 18). В каждом наборе из трех треу­гольников в общей сложности насчитывается 9 сторон. 9=3x3, происходит удвоение самого священного числа.

Священнослужители должны были подниматься по 9 ступе­ням (снова священная девятка), каждая из которых представляла 7 известных планет + человека на земле, Бога на небесах. Каждый набор из трех треугольников зеркально отображается другим на­бором; один обращен вниз от небес, другой — вверх от земли. В месте, где они встречаются, образуется правильный квадрат, его форма подобна алмазу, сопрягающемуся с внутренней святос­тью, местопребыванием божества. Стороны алмазного квадрата направлены по внутренним стенам святилища.

Зеркально отображенные треугольники — это также и точка, где может произойти встреча человека и Господа, озаряющего Своим светом землю. Здесь получается число 18, которого не было в списке основных священных чисел сакральной геометрии. Од­нако сокровенные науки (такие как нумерология, сакральная гео­метрия и так далее) работают не только с указанными числами непосредственно, но также и с их комбинациями. Сложим циф­ры, входящие в состав числа 18. 1+8=9. Снова происходит повто­рение числа 9: девять шагов, девять сторон у каждого набора тре­угольников, 18 сторон треугольников (также 9). В числе 18 содер­жится 1 (число единства) и 8 (восемь основных направлений). Объединенные с квадратом, 18 сторон треугольников и четырех стороны квадрата дают в сумме 22 (2+2=4). Четыре стороны света и четыре времени года определяют время и место. Этот — символ божества, управляющего всеми земными вещами, представляю­щего постоянное время: то, что было, и то, что будет. Круг и треугольники на подсознательном уровне привлекают внимание к внутреннему святилищу туда, где находилась статуя Митры.

Во внутреннем святилище воображаемые линии образуют со­вершенный круг (1 = целое), с группой из 6 (3+3, совершенное число) кругов, размешенные в его пределах. Ниже — еще 4 круга, они заполняют собой место, где раньше располагались статуя и вечный огонь. Деление низких кругов снова создает три набора совершенных треугольников, вызывая к жизни число 9. И снова треугольники встречаются в месте расположения божества, наи-

более вероятно — в области лица. В длине линий фигурируют числа 8 и 5. Восемь — символ жизни, день восстановления сил, симво­лический день, когда началась история земли. 5 в некоторых куль­турах неудачное число, но вмес­те с тем, это знак пентаграммы, творения (пять пальцев). Внутри святилища число 5 всегда опре­деляет длину горизонтальных ли­ний, в то время как 8 — длину вертикальных линий. Космически это подразумевает возрождение и новую жизнь, нисходящую с не­бес и даже снизу (некоторые боги

Митра

обитали в подземном царстве). Новая жизнь встречается с гори­зонтальным человеческим миром, неспособным войти в царство богов без их помощи.

Такая символика видна практически во всех храмах. Если пе­ресчитать количество линий, расстояния, сложить их, всегда по­лучается священное число. Для создателей храма такая нумероло-гичность была совершенным воплощением их общения со Все­ленной. Методы сакральной геометрии используются, в основном, только в культовых постройках. Обычные дома могут, в лучшем случае, служить далекой иллюстрацией эзотерических знаний, но никогда не являют такое единство форм и совершенство облика, как храмы. Каковы основные части храмового сооружения, при­дающие ему сакральность? Одна из важнейших частей — купол, который мы рассмотрим в следующей главе.

Свойства куполов

Купола имеют особое значение в сакральной архитектуре. Воз­никнув на основе шалашей из гнущегося материала — тростника, ветвей и глины, — купола уже в глубокой древности возводились из заговоренных особым образом камней или обожженного кир­пича. Важное значение купол получил в архитектуре Древнего Рима с развитием клинчатых арок, сводов. Перекрывая без опор большое помещение в центричных сооружениях, купола усиливали его роль в архитектурных композициях и придавали не только торжественную величественность, выражая идею силы и незыблемость религиозных

представлений, но использовались и как генераторы определенных полей с целью оказания направленного воздействия на находящих­ся под их сводами. Собор св. Петра в Риме, церковь Преображения в Израиле, Капитолий в Вашингтоне — три самых известных куполо­образных здания. Форма купола широко используется в науке. Вог­нутые линзы телескопов фокусируют свет от далеких звезд. Повсед­невные спутниковые антенны куполообразной формы фокусируют звуковые и электромагнитные волны.

Римский пантеон (ок. 125 г.)

Купол представляет собой собиратель внешних сил, внешних вибраций. Шепот на одной стороне отражающего звук куполооб­разного здания можно легко услышать на другой, потому что звук сосредоточивается в центре его сферической формой.

Свойства такой сосредотачивающейся энергии используются для звуковой и визулизационной медитации, заживления ран и духовного подъема. Строители прошлого удивительным образом умели сочетать красоту с полезностью. Любая геометрическая фор-

ма работает более эффективно, когда ее размер подобран таким образом, что она получается настроенной на частоту, на которой будет использоваться. Иранские архитекторы времен Ахменидов и Сассанидов при вычерчивании профиля своих эллиптических ку­полов применяли треугольник со сторонами 3:4:5.

Крестовый свод

Существует определенная форма купола — интегратрон. Это 38-футовая в высоту 50-футовая в диаметре структура, предназ­наченная отражать и сосредоточивать диапазон частот, полезных для омоложения людей. Структура была построена в 1950-х гг. ин­женером Джорджем Ван Тасселем для реализации принципов омо­ложения Лаховского.

Лаховский полагал, что живые клетки — это батареи; ядро обладает положительным зарядом, а цитоплазма несет отрица­тельный. Если клетки подвергать воздействию электромагнитных колебаний, они смогли бы «перезаряжаться» и таким образом омо­лаживаться. Дело в том, чтобы правильно выбрать нужный диапа­зон частот.

Исследования показывают, что мы в какой-то степени суть электрические существа, использующие биохимическое тело для существования в электрохимической окружающей среде. Назва­ние описанного выше прибора «интегратрон» фактически приме­няется к электростатическому генератору высокого напряжения, который работает с диапазоном частот, необходимым для переза­рядки структуры клетки.

Особую важность в энергетическом отношении представляют наскальные купола. Один из самых известных таких куполов — в центре Храмовой горы в Иерусалиме (см. главу Тайна Храма Со­ломона). Это величественное мемориальное сооружение, верхняя

часть которого облицована цветной керамической плит­кой, является мощным гене­ратором положительной энер­гии.

Наскальный купол — наи­более древнее из мусульманс­ких сооружений, сохранив­шихся в своем первоначаль­ном виде (во многом благода­ря особой форме, генерирую­щее вибрации сохранения). Его строительство было заверше­но в конце VI столетия н. э. Само здание имеет форму кон­центрического многоугольни­ка, в центре которого находит­ся скала, прямо над которой

Изображение Наскального купола

и возвышается купол. Внутри здания располагаются два ряда ко­лонн и несущие арки, разделяющие внутреннее пространство ме­чети на две части. Все это определяет его особые свойства как излучателя.

Вид лестницы на Храмовую гору, опиравшейся на арки

Стены здания снаружи и изнутри богато отделаны и содержат многочисленные священные надписи. Это здание не предназна­чалось для мечети: с первых дней оно служило как бы зарядным устройством для паломников, наделяя каждого, кто попадал под его своды, благостной энергией. Историк IX века аль-Якуби рас­сказывал, что халиф Абд эль-Малик построил купол над скалой, с которой вознесся на небо пророк и «приказал своим людям обнести его стеной, как обнесли Каабу». Здесь нужно сделать не­большое отступление про Каабу.

Это священный храм му-

сульман в Мекке. Буквальный перевод слова Кааба — «куб». Это главная святыня ислама, имеющая форму неправильно­го куба, расположенного в цен­тре прямоугольного двора. В на­ружной стене Каабы в юго-во­сточном углу на расстоянии 5 футов над землей расположе­на ниша с мистическим чер­ным камнем. Считается, что первоначально, когда этот ка­мень ангел Джибрил дал пат­риарху, он был белого цвета, но вследствие грехов челове­ческих камень окрасился в чер­ный цвет. Черный камень име­ет в диаметре 7 дюймов и окан-

Кааба — святыня ислама

тован в серебро. Этот камень — магический кристалл, в котором собрана мудрость об устройстве Вселенной.

По традиции, за 3000 лет до сотворения мира Кааба была основана на небесах. Кааба на земле — отражение Каабы небес­ной. Над ее возведением трудились 10000 ангелов, которые были призваны охранять это сооружение. Восхождение в Каабу через подвижную лестницу знаменует познание мира, во время которо­го человек обретает мудрость и высшее видение. Суфийская муд­рость гласит: «Лестница человеческого знания о Господе есть по­знание самого себя, а оно, в свою очередь, есть первая глава знания мира Божественного владычества». Рассказ о построении Наскального купола приводится и в ряде более поздних мусуль­манских источников. В свое время Абд эль-Малик хотел превра­тить этот купол в объект хаджа (паломничества).

План Наскального купола

Место возведения Наскального купола являлось священным не только для мусульман. Средневековая иудейская традиция ви­дела в горе Мория центр мира, пуп Земли. В Вавилонском Талму­де (трактат Йома, 54:72) указывается, что эта гора есть «камень основания», «место, на котором стоит весь мир».

В Библии прослеживается взаимосвязь между горой Мория и страной Мория, между Храмовой горой и рассказом о жертвоп­риношении Исаака. («Бог сказал: возьми сына твоего, единствен­ного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мо-риа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о кото-рои Я скажу тебе. // И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится» (Быт., 22:2, 14)).

Украшения внутри здания включают многочисленные изоб­ражения растений, геометрических фигур, а также византийских и сасанидско-иранских предметов. Общая длина надписей, покры-

вающих внутреннюю поверх­ность стен купола, составляет 240 м. Они располагаются над арками внутреннего восьми­угольника с двух его сторон и несут особое мистическое со­держание, способствуя привле­чению тонких видов энергии на физический план индивида.

Интеллектуальный ислам — это способ познания мира и приближения к Господу, сохра­нивший в себе математическую философию, родственную пи-фагорейско-платоновской тра­диции, но в полностью священ­ной Вселенной, свободной от национализма и рационализма, который задушил и разрушил тайные традиции греческой ин­теллектуальности. Поэтому не случайно в исламских произве­дениях искусства, в частности, архитектурных сооружениях, можно увидеть множество мис­тических символов Космоса в их чистом, первозданном виде.

Минаретотражение небесного закона на земле

В этом смысле ислам в какой-то степени можно рассматри­вать в качестве хранителя традиций сакральной геометрии (но, разумеется, не ее создателя). Неизвестно, где берет свое начало земное воплощение этого знания; но повсюду можно видеть его проявления. Это и индусские, и тибетские янтры и мандалы, кель­тское искусство, религиозное искусство всех конфессий.

В византийской архитектуре широко применялись купола на тромпах и парусах, что позволяло возводить купол над помеще­нием с любой конфигурацией плана (например, храм Софии в Константинополе). В средневековье разнообразные по конструк­ции купола в Европе и на Кавказе возводили, в основном, в кре-стово-купольных храмах (храм Джвари близ Мцхеты в Грузии,

церковь Рипсиме в Эчмиадзине в Армении). С развитием эзотеричес­кого сознания для более направлен­ного воздействия и корректировки работы определенных органов тела постепенно изменяются наружные очертания купола относительно внутренних, а затем над ним появ­ляются внешние оболочки — обыч­но в виде криволинейного покры­тия по деревянным стропилам (на­пример, купол собора Сан-Марко в Венеции, IX-XI вв.). Криволиней­ное покрытие куполов соотносит­ся с современными воззрениями. Например, ученый С. Кравченко выдвинул теорию о том, что физи­ческое пространство Вселенной есть

Купол

пространство гладких кривых. Купола с внешними оболочками, завершавшие вертикальные объемы культовых зданий и создан­ные с учетом природного и энергетического окружения, получи­ли большое распространение в русском средневековом зодчестве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: