Структура условного оператора передачи управления:
IF <условие> THEN <оператор 1> ELSE <оператор 2>;
(Если) (то) (иначе) - ключевые слова,
где <условие> - это произвольное выражение логического типа, которое может принимать два значения: истина (TRUE) и ложь (FALSE);
<оператор> - любой оператор языка Паскаль.
Сокращенная форма условного оператора:
IF <условие> THEN <оператор>;
Оператор безусловной передачи управления GOTO <метка> позволяет перейти к строке с идентификатором <метка>. В языке Турбо Паскаль допускается использовать в качестве меток также целые числа без знака [0.. 9999].
Метка от оператора отделяется в программе двоеточием (':').
Все использованные в программе метки должны быть описаны в разделе описаний программы с указанием ключевого слова 'LABEL'.
Оператор выбора CASE позволяет в зависимости от значения какой-либо переменной или выражения <ключа_выбора> выполнить те или иные операторы, помеченные соответствующими константами.
Структура оператора:
|
|
CASE <ключ_выбора> OF
<конст.выбора1>:<оператор1>;
<конст.выбора2>:<оператор2>;
...
<конст.выбораN>:<операторN>
ELSE <оператор>
END;
где <ключ выбора> - выражение (переменная) любого порядкового типа;
<конст.выбора> - константа того же типа, что и <ключ.выбора>;
<оператор> - произвольный оператор ТП.
Пример. Составить программу для начисления зарплаты согласно следующе -му правилу: если стаж работы сотрудника менее пяти лет, то зарплата равна 50$, при стаже работы от пяти до 15 лет - 100$, свыше 15 лет зарплата повышается с каждым годом на 10$, причем при стаже превышающем 30 лет она составляет 300$.
Для программирования решения этой задачи определим математическую формулировку задачи:
50, если ST < 5;
ZP= 100, если 5 ≤ST £ 15;
100+ (ST -15)*10, если 15 < ST≤ 30;
300, если ST > 30;
где ZP - зарплата, ST - стаж работы. Далее построим СА (рис.2,а), ей соот-ветствует следующая программа:
Program zarplata;
var ST: byte; {ST - стаж (байтовый (целый) тип)}
ZP: real; {ZP - зарплата (вещественный тип)}
Begin
writeln ('введите стаж');
read(ST); ввод стажа
if ST<5 then ZP:=50 условный оператор
else if ST<15 then ZP:=100 вложенный условный оператор
else if ST>=30 then ZP:=300
else ZP:=100+(ST-15)*10;
writeln ('зарплата=',ZP:10:2,' $')
End.
Второй вариант реализации задачи с применением оператора выбора представлен СА (рис.2,б) и следующей программой:
Program zarplata2;
var ST: byte; {стаж (байтовый) тип)}
ZP: real; {зарплата (вещественный тип)}
begin
writeln('введите стаж');
read(ST); {ввод стажа}
case ST of {выбор из }
1..4: ZP:=50;
5..15: ZP:=100;
16..29: ZP:=100+(ST-15)*10;
else ZP:=300
end;
writeln('зарплата=',ZP:10:2,' $'); {вывод результата}
end.
Задание 1 (программа 2_1)
Вычислить значение функции в зависимости от интервала, в который попадает вводимый с клавиатуры аргумент:
|
|
1. Для t [0,3], at2lnt при 1 ,
где a=-0.5,b=2 z= 1 при t<1,
eatcosbt при t>2,
2. Для x [0,4], при x>2,
где а=2.3 f= х при 0.3< x £ 2,
cos(x-a) при x ,
3. Для x [0,7], (a+b)/(ex+cosx) при 0 £ x<2.3,
где a=-2.7,b=-0.27 z= (a+b)/(x+1) при 2.3£ x<5,
ex+sinx при 7 ,
4. Для i [7,12], ai4+bi при I< 10,
где a=2.2,b=0.3. y= tg(i+0.5) при I= 10,
e2i+ при I>10,
5. Для x [0.9,5], x2-7/x2 при x<1.3,
где a=1.5 y= ax3+7 при 1.3 £ x<3,
lg(x+7 ) при x ,
6. Для t [-1.4], при t<0.1,
где a=2.1,b=0.37. z= at+b при 0.1£ t< 2,
при t ,
7. Для x [0,6], a esinx+2.5 при x<0.3,
где a=1.5. y = ecosx+a при 0.3£ x<4,
(sin x)/(a+ex) при x ³ 4,
8. Для x [1,2], a/x+bx2-c при x ,
где a=1.8,b=-0.5, c=3.5 y= (a+bx)/ при x>1.2,
9. Для t [1,5], t при t>a,
где a=2.5 z= t sin at при t=a,
e-at cos at при t<a,
10. Для x [0,4], e-bx sin bx при x<2.3,
где a=1,b=3. y= сos bx при 2.3 ,
e-ax cos bx при x
11. Для t [0.5,3], at2-b при t<a,
где a=1.3,b=6.5 z= a-b при a
a t2/3- при t>b,
12. Для x [0,2], |e-2x sin bx| при x >1,
где b=-2.9 y = cos bx при x = 1,
e-x cos bx при x < 1,
.
13. Для x [0.5,2] sin (cos ax) при x >1,
где a=-0.8 z = tg ax при x = 1,
a2 x при x < 1,
14. Для x [1,2], ln bx - 1/(bx+1) при x < 1.3,
где b=1.3. y = bx + 1 при 1.3 ³ x ³ 1.7,
ln bx +1/(bx+1) при x > 1.7,
15. Для x [-1,1], ax2+bx2/3 при x<0.1,
где a=2.5,b=-0.9. z= a x2 при x=0.1,
b x2/3 при x>0.1.
16. Ввести координаты точки (x, y). Напечатать, в каком квадранте или на какой оси координат находится эта точка.
17. Ввести радиусы R1, R2 и высоту. Вычислить объем усеченного конуса: , где S- площадь оснований. Если R1 = R2 - объем и площадь цилиндра, если R1 = 0 или R2 = 0 - объем (hπr2) и площадь πr() по-верхности конуса.
18. Ввести с клавиатуры цифру. Определить, какой системе счисления она может принадлежать.
19. Ввести число. Определить, делится ли оно нацело на два, три или на пять.
20. Ввести a, b, h. Если h=0, вычислить площадь прямоугольника; при a= b, найти площадь квадрата; в противном случае подсчитать площадь трапеции.
Задание 2 (программа 2_2)
1. Определить остаток от деления на восемь введенного числа х и написать восьме-ричную цифру прописью.
2. По цифре (0..9), введенной с клавиатуры, напечатать название этой цифры.
3. С клавиатуры ввести число k (1..30). Определить, какому дню недели оно соответствует, если первое число - понедельник.
4. Ввести число и номер месяца. Напечатать дату с названием месяца прописью.
5. Идет k секунда суток. Вычислить, сколько прошло часов и полных минут к этому моменту, при этом согласовать со значением слова (час, часа, часов, минута, мину-ты, минут).
6. В зависимости от номера (N) типа фигуры, организовать ввод необходимых дан-ных и вычислить при N = 1 - площадь круга, N = 2 - объем шара (4/3πR3), N=3 -объем цилиндра, N = 4 - площадь поверхности сферы 4πr2.
7. Ввести число N (0 ≤ N ≤ 15). Определить и напечатать шестнадцатеричную цифру, ему соответствующую.
8. Для целого числа R (1…99) напечатать фразу «Мне R лет», при некоторых значениях R слово «лет» заменить словом «год» или «года».
9. В зависимости от номера (N) типа фигуры, организовать ввод необходимых дан-ных и вычислить при к = 1 - площадь прямоугольника, при к = 2 - площадь параллелограмма, при к = 3 - площадь трапеции 1/2(a+b)h. В последнем случае напечатать: является ли трапеция параллелограммом или ромбом.
10. Перевести введенное число 0 ≤ х ≤ 31 в шестнадцатеричную систему счисления.
Лабораторная работа 3