Составим теперь программу, которая делает что-нибудь полезное, например, выводит на
экран слово «Привет».
• Чтобы использовать стандартные функции, необходимо сказать транслятору, что есть
функция с таким именем и перечислить тип ее аргументов – тогда он сможет определить,
верно ли мы ее используем. Это значит, что надо включить в программу описание этой
функции. Описания стандартных функций Си находятся в так называемых заголовочных
файлах с расширением *.h (в каталоге C:\Dev-Cpp\include).
• Для подключения заголовочных файлов используется директива (команда) препроцессо-
ра(Препроцессор – это специальная программа, которая обрабатывает текст вашей программы раньше транслятора.Все команды препроцессора начиняются знаком #.) #include, после которой в угловых скобках ставится имя файла. Внутри угловых скобок не должно быть пробелов. Для подключения еще каждого нового заголовочного
файла надо использовать новую команду #include.
Для вывода информации на экран используется функция printf. В простейшем случае
|
|
она принимает единственный аргумент – строку в кавычках, которую надо вывести на экран.
• Каждый оператор языка Си заканчивается точкой с запятой.
Запуск программы
Чтобы проверить эту программу, надо сначала «напустить» на нее транслятор, который
переведет ее в машинные коды, а затем – компоновщик, который подключит стандартные
функции и создаст исполняемый файл. Раньше все это делали, вводя команды в командной строке или с помощью так называемых пакетных файлов. На современном уровне все этапы создания, трансляции, компоновки, отладки и проверки программы объединены и выполняются внутри специальной программы-оболочки, которую называют интегрированная среда разработки (IDE – integrateddevelopmentenvironment). В нее входят
• редактор текста
• транслятор
• компоновщик
• отладчик
В этой среде вам достаточно набрать текст программы и нажать на одну клавишу, чтобы она выполнилась (если нет ошибок).
В оболочке Dev-C++ для запуска программы надо нажать клавишу F9. Если в программе
есть ошибки, вы увидите в нижней части экрана оболочки сообщения об этих ошибках (к сожалению, на английском языке). Если щелкнуть по одной из этих строчек, в тексте программы выделяется строка, в которой транслятору что-то не понравилось.
При поиске ошибок надо помнить, что
• часто ошибка сделана не в выделенной строке, а в предыдущей – проверяйте и ее тоже;
• часто одна ошибка вызывает еще несколько, и появляются так называемые наведенные
ошибки.
Остановка времени
Если запускать рассмотренную выше программу, то обнаружится, что программа сразу
|
|
заканчивает работу и возвращается обратно в оболочку, не дав нам посмотреть результат ее работы на экране. Бороться с этим можно так – давайте скажем компьютеру, что в конце работы надо дождаться нажатия любой клавиши.
• Задержка до нажатия любой клавиши выполняется функцией getch().
• Описание этой функции находится в заголовочном файле conio.h .
• Знаки // обозначают начало комментария — все правее них до конца строки не обраба-
тывается транслятором и служит нам для пояснения программы.
• Комментарий также можно ограничивать парами символов /* (начало комментария) и */
(конец комментария). В этом случае комментарий может быть многострочный, то есть состоять из нескольких строк.
Переменные