Неведение брани с помыслами по рассеянности и заинтересованности ума лестью

Если в брани нет внимания, то, как уже отмечалось, враг рассеивает ум различными воспоминаниями, предположениями, мечтаниями и т.п.. Человек увлекается и ему уже сложно остановиться на мысли и начать молитву, т.к. ему хочется внутренне дослушать и досмотреть то, что несет мысль.

Ефрем Сирин (Слово о злоязычии и страстях): «Когда бесы говорили истину, Спаситель не дозволял им говорить. Ибо Истинному благоугодно было, чтобы не чрез них уверовали в Него, но чтоб истинная проповедь проповедана была истинными проповедниками. Для чего Апостолы не могли слышать, когда хвалил их бес? Для того чтобы горькая речь не западала в чистый слух. А если похвал диавольских, как величайшего вреда, бегали святые, кто возлюбит злоречие? Принимающий на себя всякие виды имеет обычай терпеливо слушающих его даже истиною вводить в обольщение. Посему-то Спаситель не принимал от бесов речи, в которой была и правда. Одною влагою напояются и добрые и худые травы. Дождь, который сам по себе, может быть, и полезен, содействует зловредности трав. Змея, поедая сладкое, тотчас превращает сие в горечь. А если перельет сие в кого-нибудь, то горе приявшему то в себя. Так ложь и из истины извлекает самый смертоносный яд; потому что в сладких словах ее скрывается несносная горечь. Итак, примером в сем да будет змий, усладивший язык свой для простодушных».

Также мы уже отмечали, что человек может осознавать, что ему что-то говорит враг. Отцы однозначно учат, что необходимо не слушать этих внушений, даже несмотря на то, что они могут говорить правду.

Афанасий Великий (Из жития Антония Великого): «26) И Сам Господь даже говорившим правду демонам (ибо справедливо они говорили: «Ты ecи Сын Божий» (Лк.4,41) повелевал молчать, и воспрещал говорить, чтобы, вместе с истиною, не посеяли они собственной злобы своей, а также, чтобы приобучились и мы никогда не слушать их, хотя бы, по-видимому, говорили они и истину. Нам, имеющим у себя святые Писания и свободу, дарованную Спасителем, неприлично учиться у диавола, который не соблюл своего чина и изменился в мыслях своих. Посему-то Господь запрещает ему произносить изречения Писания: «грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими» (Пс. 49,16).

27) «Господь, как Бог, налагал молчание на демонов; так нам, научившись у святых, прилично поступать подобно им и подражать их мужеству. А они, смотря на cиe, говорили: «внегда востати грешному предо мною, онемех и смирихся, и умолчах от благ» (Пс.38,2,3); и еще: «аз же яко глух неслышах, и яко нем не отверзаяй уст своих; и бых яко человек не слышай» (Пс.37,14)».

Поэтому начальный способ борьбы заключается в том, чтобы постоянно следить за мыслями и учиться останавливать их на прилогах, сочетаниях (у каждого своя мера) путем призывания Бога на помощь.

Изречения безымянных старцев (Отечник Игнатия Брянчанинов): «Боримый любодеянием подобен человеку, который идет мимо базара, ощущает запахи различных яств, вареных и жареных. Кто хочет, входит туда и ест, а кто не хочет, тот проходит мимо, мимоходом восприняв только запах. Так и ты отвергни от себя смрад скверных помыслов и, встав, помолись: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги мне и прогони борющих меня врагов. Так поступай и по отношению ко всем диавольским прилогам и мыслям».

Но, конечно, нам, необученным, тяжело понимать, где прилог, где сочетания, а где наш ум и сердце уже плененные.

Игнатий Брянчанинов (Слово о чувственном и о духовном видении духов): «Смущение, недоумение суть верные признаки помыслов, ощущений и явлений бесовских. Но и по этим признакам может познать искусителя только обучившийся... различению добра и зла».

Обучение этому различению есть долгий путь, но Господу все возможно. Нам же необходимо усердие и постоянство, если же этого не будет, то тяжело говорить о спасении своей души.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: