Общее понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Разнообразие подходов к определению понятия «личность».
Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Направленность личности ее психологические проявления.
Индивидуальность, ее структура и особенности. Биологическое и социальное в структуре индивидуальности.
Личность как социальное качество и ее системное строение. Человек как личность и индивидуальность. Человек как субъект. Жизненный путь личности. Основные факторы и механизмы развития личности. Активность личности и ее жизненная позиция.
Основные психологические теории личности: теория черт (Г. Олпорт, Р. Кэттел); теория конструктов (Д. Келли); динамическая теория З. Фрейда.и др.
Экспериментальное исследование личности (Г. Айзенк, А.Ф. Лазурский и др.). Проблемы личности в работах А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейн.
Типологические особенности личности. Уровень притязаний и уровень ожиданий личности.
Оценка и самооценка, ее роль с становлении самосознания личности. Условия формирования самооценки. Виды самооценки (адекватная, завышенная, заниженная). Влияние самооценки на поведение человека. Возрастная динамика самооценки.
|
|
Мотивы поведения человека. Виды мотивов. Установки личности и особенности их формирования. Роль, статус, позиция. Потребности.
Мотивация.
Методы изучения личности.
Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности
Понятие о деятельности и ее целях. Специфика деятельности человека. Активность личности и мотивация деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Предметный характер деятельности человека. Структура деятельности. Психологические теории деятельности.
Действия и движения. Операции. Управление действием и его контроль (Н.А. Берштейн).
Внутренняя психологическая и внешняя практическая деятельность. Понятие интериоризации и экстериоризации.
Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Формирование навыков и основные закономерности упражнений. Взаимодействие навыков. Умения. Привычки и их роль в поведении личности.
Основные виды деятельности. Игровая деятельность и ее психологические особенности. Роль игры в развитии ребенка. Учебная деятельность и ее психологические особенности. Развитие учебной деятельности в процессе обучения. Психологические компоненты трудовой деятельности.
Общение
Категория общения в психологии. Понятие и виды общения. Определение общения. Содержание, цели и средства общения. Общность и различия содержания, целей и средств общения у человека и животных. Виды общения у человека и животных, их дифференциация по содержанию, целям и средствам.
|
|
Роль общения в психическом развитии человека.
Общение как обмен информацией. Средства коммуникации. Речь. Функции речи. Виды речевой деятельности (внутренняя, внешняя, устная, письменная, монологическая, диалогическая). Вербальная и невербальная коммуникация.
Общение как взаимодействие. Общение как межличностное взаимодействие. Социальный контроль и социальные нормы человека как индивидуума. Пол и возраст. Роль и ролевые ожидания в процессах общения. Межличностный конфликт, его истоки, пути предотвращения и коррекция. Межличностное взаимодействие.
Общение как восприятие людьми друг друга. Механизмы (идентификация и рефлексия) и феномены (эффект ореола, стереотипизация) восприятия человека человеком.