Группа и ее конституирующие признаки

Человек по природе является социальным животным. Точнее говоря, в человеке сосуществуют два начала – биологическое и социальное. Первое заключается в физиологической стороне потребностей по пирамиде Маслоу, второе состоит в стремлении объединяться в группы с себе подобными в зависимости от потребностей и устанавливать в этих группах иерархию отношений. Для реализации социальной стороны своей природы необходимо вступать в коммуникацию как внутри одной группы, как индивид, так и общаться с другими группами. Социальные группы многочисленны и разнообразны. Некоторые из таких групп достаточно стабильны и существуют длительное время (семья), другие образуются с определенной целью на небольшое время (пассажиры автобуса или участники бизнес-проекта, очереди в магазине).

Существует два основных конституирующих признака группы: 1) общие интересы членов группы и 2) коммуникация между членами [34].

Насчитывают три основных типа групп: семейные, неформальные и формальные.

· Семейная группа: это недобровольная, потому что родителей, как известно, не выбирают, долгосрочная группа с разнообразными совместными интересами. Первичная цель семейной группы – освоение человеческого языка и других средств коммуникации, обучение выживанию и поведению в обществе, социализация потомства.

· Неформальная группа: это добровольная, дружеская группа, необязательно при этом долгосрочная. В группе существуют следующие общие интересы: игра, то есть моделирование жизненных ситуаций, а, следовательно, также и социализация, обучение и развлечение посредством игры. Здесь также производится моделирование социальных отношений в формальных группах, определение и самоутверждение собственной индивидуальности через общение со средой, что чаще всего подразумевает конфликты и их разрешение. Самоутверждение особенно хорошо прослеживается в подростковых группах: тусовка представителей субкультур, имитация взрослых отношений, игра в дочки-матери, в школу, в войну, уличные и дворовые команды.

· Формальная группа: может представлять собой как добровольную (музыкальная школа, кружок любителей радиотехники), так и недобровольную (школа, армия, тюрьма) группу. Как правило, в такой группе установленный срок и условия членства, а также установленная структура и взаимоотношения между членами. Последнее регламентируется нормативными документами, такими как устав школы, университета, партии; учредительные документы фирмы. Могут существовать и неформальные правила типа Начальник всегда прав. В формальной группе заранее установлены цели и задачи, например, образовательные: обучение и социализация; производственные: производство товаров, услуг, получение прибыли; социальные: реализация общественных задач и отношений.

Тремя основными факторами внутригрупповой коммуникации являются роли, нормы и лидерство [82, c. 280].Понятие лидерства, роли и нормы требует некоторого пояснения.

Лидерство. Согласно самому распространенному определению, лидер– это человек, который влияет на действия других. Верное в коммуникативном отношении определение будет следующим. Лидер – это член группы, который чаще других говорит, обращаясь к остальным членам группы; человек, к которому обращаются чаще других. Он определяет и направляет коммуникацию группы. Формальный лидер не всегда является таковым.

Роли можно сравнить с грамматическими функциями, они представляют собой способ поведения, который считается подходящим для конкретной ситуации или целой группы ситуаций. Роль – это также и написанный кем-либо (родителями, учителями, друзьями, начальством) сценарий поведения. Бывают и случаи отказа от следования навязываемой роли, например, сопротивление разумного избирателя агрессивной рекламе товаров и политической рекламе, так называемый подростковый бунт против «навязываемых» ценностей. Роли проявляются во всем стиле коммуникации индивида. В разных группах один и тот же человек использует разные коммуникативные роли. Бывает, что в группе явно выделяются члены, выполняющие ту или иную роль. В частности, выделяются лидер, аналитик, недовольный, инициатор и ряд других [82, c. 282].

Нормы или правила грамматики внутригруппового общения включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику. Так, в схожих ситуациях приемлемы разные модели разговора. Например, одновременный разговор за банкетным столом в большой компании и поочередный за семейным обедом, когда одним коммуникантам отдается предпочтение (глава семейства, самый старший член семьи) [34].

Коммуникация в группе может делиться на информативную (обмен информацией между членами группы) и конститутивную (направленную на поддержание отношений, на поддержание самой группы). Конститутивная коммуникация зачастую формальна. Например, обращение (товарищ генерал, ваше величество), отдание чести старшему по званию [32].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: