Социология журналистики — это специальная социологическая отрасль, которая занимается изучением журналистики как социального явления, журналистских материалов и применением социологических методов в работе с ними, особенностей социального мышления журналистов и аудитории масс-медиа т.д. Социология и журналистика выступают в роли разных, но близких областей познания, за счет чего и сложились их партнерские отношения:
· СМИ распространяют новые социологические данные- то есть осуществляется социологическое информирование потребителей массмедиа.
· Журналисты используют в своих материалах результаты социологических исследований для подкрепления доказательной базы.
· Наконец, в определенной ситуации социологическое мышление журналиста способствует зарождению социологической публицистики — журналистского произведения особого качества, в котором осуществляется органичная «стыковка», синтез журналистики и социологии — родственных методов познания действительности[1].
|
|
На методологическом уровне:
· Журналистика и социология находятся в обществоведческой сфере, при этом первая область относится больше к практической стороне, а вторая направлена на прогнозирование процессов и явлений.
· Похожие установки: гуманистическое направление, социальная ответственность, гражданская позиция, тяга к проверенной информации.
· Общность объектов исследования: общество и его структура в объективном и субъективном отношении, при этом социология привязана к массовой статистике, а СМИ уделяет внимание уникальности людей и событий.
· Сходство в области методологии, в социологии главенствуют массовая статистика формализованные методы, а в журналистике основательное изучение индивидуальных явлений[2].