Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.
Первый этап
Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:
· заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
· один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
· заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
· сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина)
· частота появления сообщений,
· способ распространения сообщений;
· место распространения сообщений;
· время появления сообщений.
При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего[6].
Второй этап
Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определённую на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации[6].
|
|
Третий этап
Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно чёткие требования к выбору возможной единицы анализа:
· она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
· она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
· она должна легко идентифицироваться;
· число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку[1].
Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:
· Тема не может выходить за пределы абзаца.
· Новая тема возникает, если происходит смена:
· воспринимающего,
· действующего,
· цели,
· категории[1].
Существуют также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований.
Четвёртый этап
Выделение единиц счёта, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчёту частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счёта, которыми могут быть:
|
|
· физическая протяженность текстов;
· площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
· число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
· длительность трансляции по радио или ТВ;
· метраж плёнки при аудио- и видеозаписях,
· количество рисунков с определённым содержанием, сюжетом и проч.[2].
В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счёта. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.
Пятый этап
Непосредственно процедура подсчёта. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальныхформул, статистических расчётов[2].
Шестой этап
Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления[7].