Развитие речи. Общие и специальные предпосылки.
1). Весь естественный путь развития психических функций в период младенчества;
2). Наличие предметной деятельности ребенка.
3). Наличие невербального уровня общения в младенческом периоде;
4). Наличие языковой, социальной среды общения.
5). Наследственная предрасположенность к овладению речью (сформированный артикуляционный аппарат).
6). Наличие предречевого развития (интонации и псевдослов).
7). Параллельное развитие трех уровней формирования речи.
Можно выделить две линии. Это развитие понимания речи и развития произношения (разговорной речи). К 1,5 годам ребенок способен понимать практически все обращенные к нему слова. На 3-м году жизни качественное развитие понимание речи, интерес.
Развитие разговорной речи идет по трем уровням.
- фонемный (различение звуков);
- словообразовательный;
- синтактический (построение предложений).
Фонемный уровень. Вначале ребенок воспринимает слово как единый нерасчлененный звуковой комплекс – дофонемная стадия (младенческий период).
|
|
С 11 месяцев до 1 года 10 месяце – фонемная стадия. Ребенок начинает различать вначале гласные, потом согласные. Твердые, мягкие звуки, позже глухие – звонкие, наконец, шипящих и свистящих звуков.
К 2 годам фонематический уровень оказывается достаточно развитым. Ребенок может дифференцировать похожие слова.
Возможны определенные искажения. К концу 2-го года ребенок усваивает правильное произношение значительного числа двусложных слов, однако первые 3- и 4-сложные слова он начинает произносить неправильно.
На искажение слов оказывает влияние и структура самого слова. Наиболее частой формой искажения выступает сокращение стечений согласных или случаи выпадения/замены отдельных звуков.
Словообразование. Частота длительность и характер общения влияют на скорость образования вербально-предметных связей.10-12 месяцев – начало словообразования.
1 год – 2 – 10 слов.
1,5 года – 10-30 слов (50)
2 года – 100 – 300 слов
3 года – 1000 – 1200 слов.
Соотношение активного и пассивного словарного запаса. К трем годам в словарном составе ребенка имеются все части речи. Больше всего представлены глаголы и существительные. Слабо развит состав прилагательных. Отмечается явление автономной детской речи. Ребенок обозначает одним и тем же словом разные предметы.
Синтактический уровень. Выделяют 2 основных периода. 1. Отсутствуют грамматические структуры, употребляются отдельные слова в неизмененном виде (1 год 3 месяца – 1 год 10 месяцев).
- 1 стадия – стадия холофразы, однословного предложения (1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев)
- 2 стадия – двусловные предложения (и больше), где слова грамматически никак не связаны между собой
2. Появление предложений с грамматической структурой. Идет усложнение предложений. Овладевает падежами, но с ошибками, усваивает род, число. Появляются союзы.