Билет 36 Развитие познавательных функций в преддошкольный период

Сенсорно-перцептивное развитие.

Улучшается различение предметов по цвету. Появляется различие цветов по оттенкам. В пределах небольших расстояний ребенок начинает правильно воспринимать величину предметов вне зависимости от их удаления, а также зрительно устанавливать величину предметов в сравнении с другими. К 18 месяцам ребенок способен к выбору простых фигур при достаточном различии между ними (круг, квадрат, треугольник). К 3-м годам – и при меньшем различии (круг, овал, прямоугольник, квадрат) – при обучении.

Развитие памяти. Характеризуется пластичностью, легкостью запоминания следов действующих раздражителей. Функционируют три вида памяти: зрительно-пространственная, образная, вербальная. Кратковременная память работает лучше долговременной! На 2-м году жизни ребенок узнает близких людей и объекты после нескольких недель. На 3-м году – после нескольких месяцев. Наибольший потенциал имеет образная память.

Внимание. Характеризуется кратковременностью, слабой сосредоточенностью. Носит в основном непроизвольный характер (к 2-м годам появляется произвольная форма внимания – наблюдается при зрительном поиске, направляемом словесной инструкцией взрослого). Объем внимания узкий. Низкая устойчивость внимания. Внимание повышается в активной деятельности (игре, увлеченности).

Мышление. По Ж. Пиаже.

12 – 24 месяца – период сенсомоторного интеллекта.

2 – 1 – 12 лет – период подготовки и организации конкретных операций. 2 – 7 лет – подпериод «дооперационального интеллекта». 2 – 4 года – допонятийная стадия. 5 -7 лет – интуитивная (переходная) стадия.

Особенности мышления на допонятийной стадии мышления.

Мыслительный эгоцентризм – невозможность встать на позицию другого человека. Центрация – децентрация – ребенок обращает внимание на единичные, несущественные свойства предмета, центрируется на этих свойствах, не может выделять главное. Децентризм можно рассматривать на разных уровнях. Трансдукция – переход от частного к частному, ребенок делает выводы, основываясь на частных предпосылках. Необратимость, конкретность, анимизм (одушевление предметов), артификализм (объяснение явлений по аналогии с деятельностью человека).

С 2-х лет можно выделить такие мыслительные операции как различение и сравнение.

В период раннего детства формируются: способность к обобщению и широкому переносу приобретенного опыта; умение устанавливать связи и отношения; в элементарной форме путем активного экспериментирования решать конкретные задачи, используя различные объекты в качестве средства для достижения цели.

В развитии мышления важную роль играют речь и практическая деятельность ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: