Правовые основы таможенной деятельности

Министерство образования и науки Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

А.В. КОЗЛОВ

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕСА

Учебное пособие

Часть 2

Санкт-Петербург

Издательство Политехнического университета

Министерство образования и науки Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

А.В. КОЗЛОВ

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕСА

Учебное пособие

Часть 2

Санкт-Петербург

Издательство Политехнического университета

УДК 336+342+346+347+349

Козлов А.В. Правовое обеспечение бизнеса: учебное пособие. Часть 2. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. – 242 с.

Соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки магистров экономики по направлению 080100 «Экономика» по циклу профессиональных дисциплин (вариативная часть) и магистров менеджмента по направлению 080200 «Менеджмент» по циклу профессиональных дисциплин (вариативная часть).

Дисциплина «Правовое обеспечение бизнеса» предусмотрена учебным планом подготовки магистров экономики по направлению 080100 «Экономика» и магистров менеджмента по направлению 080200 «Менеджмент».

Рассмотрен теоретический материал, являющийся базовым для изучения тем курса.

Предназначено для слушателей магистратуры всех форм обучения инженерно-экономического института, изучающих дисциплину «Правовое обеспечение бизнеса».

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

© Козлов А.В., 2013

© Санкт-Петербургский государственный

политехнический университет, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. Правовое обеспечение бизнеса нормами международного права 4

1.1. Правовые основы таможенной деятельности 4

1.2. Правовые основы информационного обеспечения бизнеса 61

1.3. Правовое обеспечение бизнеса международным частным правом 106

2. Подготовка и сдача зачёта № 1 133

после первого семестра изучения дисциплины

3. Законодательные основы правовой защиты бизнеса 135

3.1. Регулирование бизнеса экологическим правом 135

3.2. Правовые основы арбитражного процесса 165

3.3. Правовые основы адвокатуры 194

4. Подготовка и сдача зачёта № 2 238

после второго семестра изучения дисциплины

Литература, рекомендованная при изучении дисциплины 241

«Правовое обеспечение бизнеса»

Правовое обеспечение бизнеса нормами международного права

Правовые основы таможенной деятельности

Предмет и метод таможенного права. Таможенное право представляет собой средство государственного регулирования таможенного дела на территории Российской Федерации, так как правовое регулирование является, в принципе, государственным регулированием. Без таможенного права невозможно создание нормально функционирующего таможенного механизма, в основе которого лежит система исполнительной власти в лице таможенных органов.

Предмет таможенного права — общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В таможенном праве ключевым словом является «перемещение»: все, что связано с перемещением грузов через границу, — прерогатива таможенного права.

Основной метод таможенного права, — императивный метод — метод властных предписаний. Кроме императивного метода, в таможенном праве применяется и диспозитивный метод, однако пределы его действия существенно ограничены. В области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами.

Место таможенного права в системе российского права. До настоящего времени ученые не пришли к единому мнению относительно места таможенного права в системе иных отраслей. Долгие годы таможенное право рассматривалось как подотрасль или институт административного права. Однако наиболее предпочтительной представляется позиция, подчеркивающая комплексность отрасли таможенного законодательства. Таможенное право включает в себя нормы различных отраслей права. Например, институт таможенных платежей регламентируется финансово-правовыми нормами, правоохранительная деятельность таможенных органов — административным и уголовным правом. В таможенном праве действуют и нормы международного права. Кодификация таможенного права подчеркивает значимость данной отрасли для государства.

Таможенное право — это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Принципы таможенного права. Специфика отрасли таможенного права выражена в его принципах, которые делятся на общие и специальные.

К общим принципам таможенного права относятся:

Законность — действия, как таможенных органов, так и подконтрольных им субъектов (физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу) должны строго соответствовать положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов (в том числе конституционных) и иному законодательству, а также международно-правовым нормам. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, согласно части 2 ст. 12 ТК РФ, должно производиться в порядке, установленном таможенным законодательством.

Равноправие — одна из характеристик демократического общества. В области таможенного дела, согласно части 1 ст. 12 ТК РФ, все лица на равных основаниях имеют право на ввоз-вывоз товаров и транспортных средств, равно как и на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях, не противоречащих действующему законодательству. Как правило, никто из субъектов внешне-экономической деятелоьности (ВЭД) не может быть лишен такого права или ограничен в нем.

Разделение властей — существование и функционирование трех ветвей власти сказывается и на правовом регулировании таможенного дела.

Федерализм выражается в строгом подчинении нижестоящих таможенных органов вышестоящим.

Сочетание публичных и частных интересов — преследуя публичные цели (формирование доходной части бюджетной системы, усиление борьбы с неправомерными деяниями в области таможенного дела), органы государственной власти должны ориентироваться и на частноправовые начала. В современных условиях приоритетные направления деятельности таможенных органов состоят в содействии развитию внешней торговли, ускорении товарооборота, унификации таможенных процедур.

Характерные черты отрасли таможенного права выражены в его специальных принципах, в качестве которых выступают:

Федеральное таможенное регулирование — начало, установленное Конституцией России, развивается в части 1 ст. 1 ТК РФ, где подтверждается, что регулирование отношений в области таможенного дела находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Охрана интересов государства и его граждан. Нормой статьи 13 ТК РФ предусмотрена обязательность вывоза товаров, запрещенных в соответствии с российским законодательством к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации. Такой запрет может устанавливаться, исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды и других интересов.

Защита экономической безопасности России — сохранение суверенитета страны в этом ракурсе предполагает установление обоснованных ограничений на перемещение некоторых видов товаров через таможенную границу.

Обоснованность и минимальная необходимость требований таможенных органов. Учитывая нацеленность таможенных органов на содействие развитию внешней торговли, их требования, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, в соответствии с частью 3 ст. 14 ТК РФ, ограничены. Они (требования) не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Свобода выбора таможенного режима. Это начало установлено положением статьи 156 ТК РФ и характеризуется тем, что лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любой таможенный режим для таких товаров, а также изменить его на другой. При этом не имеют значения потребительские свойства товара, его количество, страна происхождения и другие условия, предусмотренные таможенным законодательством.

Обязательность соблюдения запретов и ограничений применяется при помещении товаров под любые таможенные режимы. В этом случае согласно статье 158 ТК РФ лица обязаны соблюдать запреты и ограничения, не носящие экономического характера, а также требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного регулирования и валютного контроля.

Источники таможенного права. В Конституции Российской Федерации содержится понятие таможенное регулирование. Согласно части 1 ст. 1 ТК РФ оно заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Принцип федерального таможенного регулирования ограничивает круг источников таможенного права исключительно правовыми актами законодательных и исполнительных органов государственной власти, принимаемыми исключительно на федеральном уровне. Они обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами на всей территории России. В перечне его источников нет и не может быть актов государственных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

В систему источников таможенного права входят:

Конституция Российской Федерации. Положения Основного закона формируют основы таможенного регулирования (ст. 71). Нормы Конституции гарантируют единство экономического пространства на территории страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8), обязывают каждого платить установленные налоги и сборы (ст. 57), устанавливают единство таможенной территории (ст. 74). Названные и иные положения Конституции находят свое отражение и развитие в нормах таможенного законодательства и подзаконных нормативных актах;

международные договоры и соглашения имеют особое значение для формирования национального таможенного законодательства и образуют особую группу источников таможенного права (например, Договор о создании Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в Брюсселе 14 июня 1983 г.);

федеральные законы как источники таможенного права делятся в науке на две группы:

- органические (кодифицированные) законы (Таможенный, Налоговый, Бюджетный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и др.);

- иные текущие законы (например, Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Наиболее многочисленную группу источников таможенного права образуют подзаконные нормативные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты Минэкономразвития России, Минфина России, ФТС России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: