В психологии известно, что развитие мотивов учения идет 2 путями
1. через усвоение учащимися общественного смысла учения.
Цель учителя: в том, чтобы довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности (желание получить хорошую оценку);
2. через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
Цель учителя: повышение действенности мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют (способ раскрытия учебного предмета, раскрытие сущности лежащей в основе явления, работа малыми группами, цель, поставленная учителем, становится целью ученика, осознание учеником своих успехов, проблемность обучения, деятельностный подход в обучении).
Существует принцип “сделал – свободен”. А также важную роль играет совместные познавательные занятия.
При индивидуальной работе с учениками имеющими негативное отношение к школе и низкий уровень мотивации.
|
|
1. Причина – неумение учиться. Действие взрослого – выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи. Показывать ученику его продвижение вперед.
2. Причина – недостающие средства учения (плохо развитые познавательные способности). Действия взрослого – ориентация на то, что ребенок может, игровая деятельностью, нестандартные задания.
3. Поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе. Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”. Действия взрослого – поменять отношение к школе и учению в целом.
4. Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.
5. Отсутствие познавательных ценностей в семье. А видел ли ребенок вас с книгой, или в моменты, когда вы занимались какой-либо познавательной деятельностью. Действия взрослого – покажите ребенку пример вашей познавательной деятельности.
6. Дефицит внимания со стороны взрослого. Действия взрослого – постарайтесь проанализировать сколько времени вы проводите в совместной деятельности с ребенком. Давайте попробуем это сделать сейчас: составьте ваш обычный распорядок дня, сколько раз вы упомянули в нем вашего ребенка, подумайте какие виды вашей деятельности можно заменить на общение с ребенком.
|
|
Рефлексия:
- Помогло ли наше сегодняшнее собрание? Да помогло
- Можно поставить галочку;
- Выяснили чего нельзя делать;
- Общались, первый раз в школе проводиться такое собрание;
- Поняли, что мало внимание уделяли детям;
- Учитель был прав, когда говорила о моем ребенке.
Мнение педагогов: форма была легкой для родителей; у некоторых загорелись глаза и появилась заинтересованность; родители активно участвовали в собрании – это бывает редко.
Мнение директора: насыщенное собрание, очень динамичное, в конце собрания расходиться родители не хотели.
Собственное мнение: в нашей школе форма диалога с родителями применяется впервые. В начале собрания чувствовалась скованность и родителей и педагога, сложно было уйти от проблемы взаимных упреков и наладить спокойный диалог. Барьером также было и то, что родители в начале собрания не очень охотно высказывали собственное мнение. Но в конце мероприятия активность резко возросла, когда я предложила поделиться собственными рецептами повышения мотивации у ребенка. Оказывается, родители очень многое делают правильно, но в этих действиях не хватает системы. В целом собрание прошло хорошо. При поиске материала столкнулась с такой трудностью: советов для педагогов по повышению школьной мотивации много, а для родителей практически ничего нет, одни запреты – этого нельзя делать и этого нельзя делать. А что можно? Об этом приходиться только догадываться и переформулировать нельзя в: а так правильно.
Мотивация в обучении
Для многих не секрет, для эффективной работы человека, ему нужна мотивация. Так и в учёбе мотивация играет очень важную роль, ученик должен понимать, зачем ему учить предмет. У него должна быть яркое желание и чёткое понимание, что он получит после усвоения нового материала и закрепления старого. Если мотивация будет очень глубокой, то таких учеников, с такой мотивацией, намного легче учить. У них начинаются более активно протекать мыслительные процессы, им становится интересен материал, они эффективнее и быстрее воспринимают информацию. Ученик вырабатывает потребность в этой информации и знаниях.